Иркутская агломерация


Ирку́тская агломера́ция (также — Иркутско-Черемховская агломерация[источник?], Большо́й Ирку́тск) — моноцентрическая (но со значительной долей иных городов помимо города-ядра Иркутска) городская агломерация, расположенная на юге Иркутской области вдоль Транссибирской магистрали. Возникла в советские годы в результате формирования тесных связей между Иркутском и городами-спутниками Ангарском, Шелеховым и в некоторой степени с Усольем-Сибирским и Черемховом[источник?].

В 1989 году численность населения Иркутской агломерации составляла 1 миллион 10 тысяч человек. На рубеже 1980-х — 1990-х гг. и в начале 1990-х отмечался миграционный отток из области[1].

Существовал проект объединения трёх крупных городов Иркутской агломерации — Иркутска, Ангарска, Шелехова и их близлежащих населённых пунктов в единое административное образование. Однако за каждым городом предполагалось сохранить статус города и его администрацию[2]. После смены губернатора проект утратил актуальность и был фактически заморожен[3].

До начала XX века будущая агломерация была представлена в виде разрозненных поселений — Иркутска (основан в 1661 году) и прилегающих деревень. В связи с развитием отдельных промыслов были основаны поселения, давшие начало Усолью-Сибирскому (1669 г) и Черемхову (1772 г). Ключевым этапом в развитии агломерации стало строительство Транссибирской железной дороги в начале XX века и бурное развитие промышленности в середине XX века. С образованием городов Ангарска (1951) и Шелехова (1962) агломерация начала приобретать современные черты. Ускорением развития агломерации в настоящее время занимается Фонд регионального развития Иркутской области.

Первые попытки объединения городов Приангарья были сделаны ещё в 70-е годы XX века, но дальше разговоров дело не двинулось[4]. Затем в 80-е Ангарску необходимы были свободные площади для строительства жилья и соответствующей инфраструктуры. Иркутский областной исполком предложил участок между Иркутском и Ангарском. Планировалась грандиозная стройка, которая слила бы два города в один[2]. В период перестройки и последующих реформ о проекте забыли.

В 2006 году к вопросу об объединении Иркутска с двумя крупными близлежащими городами вернулся третий губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Он высказал мнение, что объединение трёх территорий позволит быстрее решить существующие проблемы перемещения людей между городами, а также позволит выровнять уровень жизни и обеспечит рост производства[5].