Большой Крестовский мост


Большо́й Кресто́вский мост — автодорожный металлический разводной мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге, соединяет Петроградский и Крестовский острова. Первый капитальный мост, построенный через рукава Невы[1]. Характерной особенностью моста является устройство сдвоенных опор разводного пролёта (вместо единых значительно бо́льшей толщины)[2].

Мост соединяет Большую Зеленину и Петроградскую улицы. На Петроградской стороне к мосту также подходят Песочная набережная, набережная Адмирала Лазарева и Левашовский проспект.

Первоначально мост именовался Крестовским или Петербургско-Крестовским (по названию островов, которые он соединяет). Существовало также название Колтовский[3], по названию прилегающей местности — Колтовские. Современное название мост получил в 1876 году, для отличия от Мало-Крестовского моста через Крестовку[4][5].

Впервые мостовой переход взамен лодочного перевоза появился здесь в 1850 году[6][7]. Это был первый случай строительства нового постоянного моста через Неву и ее рукава на новом месте, а не взамен существовавшего ранее наплавного[8]. Это был 13-пролётный деревянный мост балочно-подкосной системы, отверстием от 8,5 м до 12,8 м. Общая длина составляла 154,7 м, ширина — 8,53 м. Одним из серьёзных недостатков моста была качка. Для её устранения в 1859 году промежуточные опоры были перестроены по проекту инженера А. И. Штукенберга[3]. В 1877 году мост был усилен и расширен для прокладки одиночного пути конки[9]. В 1882—1883 годах мост был капитально перестроен и расширен[10][11]. К началу XX века мост пришел в ветхое состояние и в 1904 году был закрыт для движения. В 1905 году произведён капитальный ремонт по проекту инженера П. А. Лихачева[12]. К 1928 году здесь существовал деревянный 11-пролётный балочно-подкосный мост на деревянных опорах с разводным пролётом посередине, который состоял из четырёх деревянных подъемных рам. Разводка моста производилась вручную. Длина моста была 126,4 м, ширина — 17,9 м[13][2].

Во время блокады разводной пролёт моста был сильно поврежден и уже не разводился[14][2]. К 1948 году техническое состояние всего моста требовало капитального ремонта. Необходимость сооружения нового моста объяснялась не только неудовлетворительным техническим состоянием, но и его положением на важной транспортной магистрали, ведущей к паркам, стадионам, водным базам, домам отдыха и санаториям.