Большой Эрмитаж


Большой (Старый) Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Построен в 1771—1787 годах архитектором Юрием Фельтеном, явился продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.

Новое здание по своим размерам значительно превышало здание Малого Эрмитажа, вслед за которым оно и возводилось, поэтому и возникло наименование — Большой Эрмитаж. В XIX веке после сооружения Л. Кленце Нового Эрмитажа здание стали именовать также Старый Эрмитаж, что хронологически неверно: Эрмитажный театр, входящий в комплекс, ещё моложе.

В 1770 году был издан указ о строительстве нового здания в линию с Эрмитажем. Строительство под руководством Юрия Фельтена началось в феврале 1771 года и велось в несколько этапов, поскольку необходимо было разобрать пришедшие в негодность расположенные на участке дома Матвея Олсуфьева и Родиона Кошелева. К 1775 году была сделана декоративная отделка интерьеров и завершён первый этап строительства (соответствует современным залам 206 — 209). Основным помещением был Овальный зал «в два света» с обходной галереей, где находилась библиотека. К нему вдоль набережной примыкали Малый зал, Ротонда и Опочивальня. В 1776 году было велено внутри Овального зала (на месте нынешней Советской лестницы) «исправить по скорой надобности» театр с оркестром. Этот театральный зал предназначался для спектаклей, устраиваемых при проведении «малых эрмитажей» в соседнем здании.

В 1776 году Фельтену было предписано возвести «достальную часть строения в линию с эрмитажем» до Зимней канавки. Очертания второй части сооружаемого здания не имели правильной планировки. Со стороны двора здание тремя уступами расширялось к Зимней канавке. Его габариты были обусловлены планировкой разобранных домов Олсуфьева и Кошелева. Каменные работы длились с 1777 до конца 1779 года. В новой части постройки также запланировали театр с восьмигранным в плане зрительным залом. Но театр не достроили, и в 1780 году его «косые» стены приказано было сломать, а зал переделать «в покои» (современные залы № 214, № 221). Отделка продолжалась и в 1783 году, а работы по фасадам, объединившим обе части постройки, были завершены лишь в 1787 году.