Большой порт Санкт-Петербург


«Большой порт Санкт-Петербург» (ранее — Ленинградский морской торговый порт, морской порт Санкт-Петербург[2]) — российский морской порт в восточной части Балтийского моря. Располагается в Санкт-Петербурге на побережье Невской губы в устье Невы. В порту имеется пассажирский терминал. Помимо причалов в восточной части Невской губы, имеются грузовые районы в Ломоносове, Бронке и Кронштадте[3]. Площадь акватории порта составляет 617 км², протяжённость причальной линии — 22 км[4].

Первый морской порт Санкт-Петербурга располагался возле Троицкой площади на Петроградской стороне. Рядом с ним находились гостиный двор и таможня. Началом регулярной деятельности порта считается 1713 год[5][6]. В 1733 году порт и таможня были перенесены на стрелку Васильевского острова[7].

С этого момента и до конца 19 века морской порт для прибывавших из-за границы судов с грузами находился на Малой Неве в восточной части Васильевского острова. В порту на Васильевском острове пришедшие из-за границы товары выгружались, а для отправки товаров на экспорт использовались небольшие причалы со складами при них (буяны), которые располагались в разных частях города[8]. В 18, начале 19 века через Петербургский порт проходило примерно половина всей внешней торговли России. В начале 19 века и по 1860-е годы через порт шло в денежном выражении около 50 % от всего импорта, приходящего в Россию. К началу 20 века доля импорта, проходящего через порт упала до 20 %. Экспорт через порт составлял в начале 19 века около половины всего экспорта России в стоимостном выражении. В середине 19 века доля порта в российском экспорте снизилась до примерно 30 %, а к началу 20 века — до 10 %.

В порту располагалась таможня, биржа, имелись склады для товаров. В середине 19 века порт занимал 120 тыс. м² суши и 140 тыс. м² акватории[9]. Для разгрузки кораблей использовалась набережная длиной 510 метров, чего было недостаточно и суда вынуждены были вставать под разгрузку борт к борту до 10 в ряд[8]. Чтобы попасть в порт и затем выйти из него в море суда должны были пройти через Исаакиевский, а с 1850 года ещё и Николаевский мост. Ожидание разводки этих мостов для возможности прохода иногда занимало несколько дней[10]. Для разгрузки судов также использовался причал на Большой Неве возле 10 линии Васильевского острова[11]. При порте было недостаточно складов, и Биржевой комитет в 1856 году просил передать для нужд порта здания Университета, Академии наук и новобиржевого гостиного двора[12].