Большой проспект Петроградской стороны


Большо́й проспект Петроградской стороны (сокращённо Большой проспект П. С., чтобы отличать его от Большого проспекта В. О.) — одна из главных магистралей Петроградского района — связывает юго-западную часть района с его центральными и северными территориями.

Возникновение Большого проспекта относится к 1730-м годам. Это была основная дорога, пересекавшая слободы гарнизонных полков: Ямбургского, Копорского, Петербургского и Белозерского. Сначала её называли Большой Гарнизонной дорогой, потом Большой Офицерской улицей, а современное название установилось в 1806 году (в 1918 году проспекту было присвоено имя Карла Либкнехта, но 13 января 1944 года[1] название «Большой проспект» было восстановлено).

Основная прямолинейная часть проспекта начинается[1] у Тучкова моста через Малую Неву[2] и завершается полукруглой площадью Льва Толстого на пересечении с Каменноостровским проспектом. За площадью проходит короткий, плавно изогнутый отрезок проспекта, проложенный в 1910 году и заканчивающийся у Петропавловского моста через реку Карповку.

С середины XVIII века до 1861 года действовал запрет на строительство на Петроградской стороне каменных домов частными лицами (это было связано с соображениями оборонной эффективности Петропавловской крепости). Отчасти поэтому застройка была в основном деревянной. В последней трети XIX века получает развитие каменная застройка, поначалу — невысокими особняками (примером может служить сохранившийся дом № 42). Наконец, на рубеже XIX—XX вв. идёт широкомасштабная застройка Петроградской стороны, в ходе которой Большой проспект превращается в респектабельную торговую улицу с крупными доходными домами и магазинами. Именно в этот период в основном сформировался современный архитектурный облик проспекта. Здания выстроены в разнообразных стилях; преобладают модерн, северный модерн, эклектика и неоклассицизм.

После революции и до настоящего времени, в связи с отсутствием свободных участков, застройка происходит эпизодически и локально, уже не оказывая существенного влияния на общий облик проспекта.

С 1860 года по проспекту начала ходить конка, с конца 1908 вместо неё был пущен трамвай (трамвайное движение по проспекту было прервано в первую блокадную зиму, но возобновилось уже в 1942 году[3]), а с 1947 года вместо трамвая стал ходить троллейбус. К 1955 году трамвайные рельсы были полностью сняты[4]. По проспекту также курсируют автобусы, с 1990-х годов по 2022 год по проспекту ходили маршрутные такси.