Бомбардировка Лондона 8 сентября 1915 года


Бомбардировка Лондона 8 сентября 1915 года — наиболее успешная бомбардировочная операция против Великобритании, осуществленная воздушными силами Германской Империи во время Первой мировой войны. Одна из самых удачных бомбардировочных операций, осуществленных цеппелинами. Была предпринята дирижаблем L-13 из состава Дивизиона дирижаблей Имперского германского флота под командованием Хайнриха Мати.

Германия начала бомбардировочные операции против территории Британских Островов в январе 1915 года. Однако Лондон длительное время был исключён из списка возможных целей для атаки: это было связано с наличием родственных отношений между кайзером Вильгельмом II и британской правящей династией.

Только в мае 1915 этот запрет был официально отменён и германские дирижабли — как армейские, так и флотские — получили возможность бомбардировать британскую столицу. Хотя эти бомбардировки наносили сравнительно небольшой материальный ущерб, германское командование считало их экономически эффективными, так как для противодействия воздушным налётам на тылы британское правительство было вынуждено оттягивать с фронта зенитные орудия, прожекторные установки, истребители и тысячи обученных солдат. Бомбардировки также негативно сказывались на боевом духе британских граждан, а мероприятия по затемнению, эвакуации и воздушные тревоги (в том числе и ложные) создавали перебои в работе фабрик и заводов.

Седьмого сентября армейские жесткие дирижабли LZ-74[1], LZ-77[1] и SL-2[2] осуществили удачный налёт на Великобританию. Петер Штрассер, командир флотского дивизиона дирижаблей, распорядился на следующий день организовать аналогичное нападение силами дирижаблей ВМФ.

Для воздушного налета на Лондон были выбраны три цеппелина Дивизиона Воздушных Кораблей ВМФ Германии: L-11, L-13 и L-14. Все эти дирижабли относились к новой серии «P», имели объём около 31900 кубических метров, развивали скорость до 98 километров в час и имели статический потолок[3] около 2800 метров.

Корабли вылетели из Вильгельмсхафена в 14.00 дня. В 20.30 вечера, на час раньше предполагавшегося срока, соединение прибыло к побережью Британии и было вынуждено дожидаться в воздухе наступления темноты. При этом L-11 прервал полёт из-за неисправности и вернулся на базу.