Бонавентура


Бонавенту́ра (лат. Bonaventura), настоящее имя Джова́нни Фида́нца (итал. Giovanni di Fidanza, лат. Ioannes Fidanza; 1221[1], Баньореджо, Лацио — 15 июля 1274[2], Лион[3]) — средневековый теолог, францисканский схоласт, генерал францисканского ордена, кардинал (с 1273), именуемый серафическим доктором (Doctor Seraphicus). Католической церковью причислен к лику святых (1482 год) и к учителям церкви (1587)[4].

Бонавентура, он же Джованни Фиданца, родился примерно в 1218 году в Баньореджо, недалеко от Витербо, который тогда был частью Папской области. О его детстве почти ничего не известно, кроме имён его родителей, Джованни ди Фиданца и Марии ди Рителли[5][6].

Согласно легенде, Джованни родился очень слабым ребёнком. Мать, боясь за его жизнь, принесла обет, что если он выздоровеет, то она посвятит своего сына службе Богу. Младенца принесли к святому Франциску Ассизскому, который во вдохновении сказал: «О счастливая судьба!» (лат. O buone venture!). Это спасение от смерти по молитвам Франциска Ассизского являлось основной мотивацией для написания его биографии Бонавентурой[7].

В 1243 году он вступил в орден францисканцев и учился в Парижском университете под руководством знаменитых богословов Александра Гэльского, Жана из Ла-Рошели  (англ.) и Гийома Овернского[8].

В 1253 году он занял кафедру францисканцев в Париже, получив звание профессора. Спор между орденами францисканцев и доминиканцев отложил завершение обучения до 1257 года, когда он получил степень вместе с Фомой Аквинским[9]. В этот период он написал свой труд о Троице. Также за эти три года до этого он стал широко известным благодаря должности лектора по «Четырём книгам сентенций» — богословской книге, написанной Петром Ломбардом в XII веке, — а в 1255 году он получил степень магистра, средневековый эквивалент докторской степени[8].

После успешной защиты своего ордена от упрёков антимендикантской партии он был избран генеральным министром францисканского ордена. 24 ноября 1265 г. он был избран на пост архиепископа Йоркского; однако он так и не был посвящён в сан и отказался от должности в октябре 1266 года[10]. Из-за его полного посвящения процессам упорядочивания и реорганизации ордена, который после смерти святого Франциска невероятно разросся, его стали называть вторым основателем ордена. Написал два жития святого Франциска (Большую и малую легенду).