Бонусные программы авиакомпаний


Бонусная программа авиакомпании (также программа премирования пассажиров, мильная программа, программа для часто летающих пассажиров, англ. frequent flyer program) — программа лояльности для клиентов авиакомпании, поощряющая часто летающих пассажиров пользоваться услугами именно данной авиакомпании или её партнёров.

В большинстве современных программ персональный счёт участника пополняется за каждый полет пропорционально расстоянию и в зависимости от класса перевозки, реже — пропорционально стоимости билета.

Чаще всего в качестве учётной единицы выступают сухопутные мили, как наиболее распространённая единица измерения расстояния в гражданской авиации. Однако в некоторых программах в качестве учётной единицы используются километры («Аэрофлот Бонус» до 2005 года), а также просто баллы (Iberia Plus) и очки, в той или иной степени пропорциональные расстоянию. Иногда начисления прямо пропорциональны тарифам или сегментам полёта, то есть количеству взлётов-посадок.

Первая в истории программа поощрения часто летающих пассажиров подарками и сувенирами была разработанна в 1972 году компанией Western Direct Marketing для United Airlines. В 1979 авиакомпания Texas International Airlines создала первую бонусную программу, ведущую учёт миль, налётанных её участниками.[1] В том же году American Airlines начала работать над программой скидок для часто летающих пассажиров, которая трансформировалась в бонусную программу AAdvantage, запущенную 1 мая 1981 года и ставшую первой бонусной программой, предоставившей возможность обменивать накопленные на счету «мили» на билеты по фиксированной «цене». Неделей позже United Airlines запустила аналогичную программу Mileage Plus. В том же году возникла программа SkyMiles авиакомпании Delta Air Lines, а годом позже — Executive Club авиакомпании British Airways.[2]

В России первой такой программой стала «Трансаэро Привилегия», запущенная в марте 1995 года. И до этого некоторые авиакомпании поощряли постоянных пассажиров, однако для этого применялись гораздо более примитивные методы. Например, пассажир авиакомпании «Энкор» мог получить различные скидки на очередной авиабилет, если представлял определённое количество использованных авиабилетов. Авиакомпания «Пулково» оформляла бесплатный билет по определённому направлению, если пассажир предъявляет 10 билетов по этому маршруту, приобретённых и использованных ранее. «Привилегия» же, как и аналогичные программы зарубежных авиакомпаний, позволяет как набирать баллы, так и тратить их на любом направлении. Это позволяет привлекать к программе партнёров из других отраслей.