Борзов, Иван Иванович


Ива́н Ива́нович Борзо́в (8 [21] октября 1915, деревня Старое Ворово Егорьевского уезда Рязанской губернии, ныне деревня Ворово в составе Сельского поселения Дмитровское Шатурского района Московской области — 4 июня 1974, Москва) — советский лётчик морской торпедоносной авиации в годы Великой Отечественной войны и военачальник, маршал авиации (1972), Герой Советского Союза (22.07.1944), с мая 1962 года до конца жизни — командующий авиацией Военно-Морского флота СССР.

В Москве окончил школу-семилетку, фабрично-заводское училище, работал на стройке. Окончил Московский авиационный техникум, одновременно занимался в аэроклубе Осоавиахима.

На военную службу призван по спецнабору Осоавиахима в Рабоче-Крестьянский Красный Флот в августе 1935 года. Окончил Ейскую военную школу морских лётчиков и лётчиков — наблюдателей ВВС РККА имени И. В. Сталина в 1936 году. С ноября 1936 года служил в ВВС Черноморского флота: старшина-лётчик, с декабря 1937 года — старший лётчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи ВВС флота. С марта 1939 года служил в ВВС Тихоокеанского флота: старший лётчик 4-го минно-торпедного авиационного полка.

В конце 1939 года с группой лётчиков флота был срочно переброшен на Балтику и участвовал в советско-финской войне. Совершил 25 боевых вылетов, награждён орденом. После завершения боевых действий оставлен на Балтике и в мае 1940 года зачислен командиром звена в 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Тогда же назначен заместителем командира эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Сразу выделился мужеством. В июле 1941 года привёл на свой аэродром горящую машину и посадил её, получив тяжелые ожоги. Но в августе 1941 года совершил дисциплинарный проступок: с целью показать командованию умение пилотировать истребитель, самовольно поднял в воздух И-16, находившийся в авиаремонтных мастерских, и выполнял фигуры высшего пилотажа. Бак оказался почти пустым, и самолёт вскоре после взлёта упал с малой высоты на землю. За этот проступок 13 сентября 1941 года был осуждён военным трибуналом Ленинградского военно-морского гарнизона к 10 годам лишения свободы с отсрочкой наказания до конца войны «за нарушение воинской дисциплины, повлекшее аварию самолёта». Продолжал воевать, только был понижен в должности. Через несколько дней, 18 сентября 1941 года был сбит над вражеской территорией при бомбёжке одной из станций. Выпрыгнул с парашютом, через три дня вывел через линию фронта к своим свой экипаж и группу попавших в окружение красноармейцев (за эти дни его уже успели внести в списки погибших)[2]. Через несколько дней снова назначен заместителем командира эскадрильи в 57-м штурмовом авиационном полку ВВС флота. Большинство своих боевых вылетов в 1941—1942 годах произвёл, как и другие лётчики флотской авиации, не против военно-морских сил врага, а против его сухопутных войск, что было связано с крайне неблагоприятной ситуацией на фронте.