Борис Годунов (фильм, 2011)


«Борис Годунов» — российская кинодрама, снятая в 2011 году режиссёром Владимиром Мирзоевым по одноимённой исторической трагедии А. С. Пушкина. Премьера фильма состоялась в ноябре 2011 года. Режиссёр перенёс действие пьесы в наши дни.

Действие перенесено примерно в наши дни. Картина открывается со сцены убийства в Угличе юного наследника российского престола неизвестными. Проходит несколько лет. Бориса Годунова уговаривают принять оставшийся вакантным престол, несмотря на его сомнения. В ходе пресс-конференции думный дьяк сообщает о решении Годунова взойти на царство. Народ обсуждает у телевизора это решение. За спиной царя идёт тайная подковёрная борьба нескольких боярских группировок за доминирование при новой власти. Годунова, взошедшего на престол, навязчиво преследует видение убитого им мальчика. Тем временем инок Григорий Отрепьев прячется в Чудовом монастыре. После разговора с Пименом он узнаёт тайну убийства, бежит из монастыря и решает попытаться прийти к власти. Заручившись иностранной помощью и собрав войско, Григорий направляется на Москву.

Фильм с самого начала вызвал интерес в прессе и интернете. Обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин, пишущий о проблемах культуры, одобрил работу Мирзоева:

Владимир Мирзоев снял для кино «Бориса Годунова», переселив персонажей русской истории в современную Москву — и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. Фильму удалось сомкнуть связь времён. Без швов и зазоров. Стали отчётливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории. А Мирзоеву каким-то образом сделать невозможное: заставить зазвучать с новой силой стих Пушкина среди лимузинов, компьютеров и бассейнов[3].

«Борис Годунов» Мирзоева в целом верен оригиналу. Выделяются три мощных актёрских работы — Годунов (Максим Суханов), Гришка Отрепьев (Андрей Мерзликин) и Рузя (Ольга Яковлева). Хороши «лукавый царедворец» Шуйский (Леонид Громов) и рвущийся к широкому «поприщу» Басманов (Пётр Фёдоров). Остальные могли быть и поубедительней, особенно Пимен в исполнении Михаила Козакова, который, увы, переигрывает. Главная же удача фильма — введение в киноткань театрализованных элементов, остраняющих, подрывающих изнутри безусловность «эффекта реальности», «реалистического» изображения событий[4].