Оппенгейм, Борис Рафаилович


Бори́с Рафаи́лович Оппенге́йм (род. 22 сентября 1957, Москва) — советский и российский музыкант, аранжировщик, композитор, продюсер, один из основателей группы «Рок-Ателье».[1]

Борис Оппенгейм родился 22 сентября 1957 года в Москве, в семье известного пианиста, аккомпаниатора и концертмейстера Рафаила Оппенгейма. Отец Бориса до войны играл в различных джазовых коллективах. После войны работал в ансамбле Моисеева, потом перешёл в спорт, аккомпанировал выступлениям гимнасток сборной СССР. Сам Борис с шести лет занимался музыкой, в 1972 году окончил музыкальную школу.[2] В 1977 году окончил училище имени Гнесиных по классу фортепиано.[3]

С 1978 года по 1979 год[4] в качестве музыканта работал в ансамбле «Диссонанс»,[5] который придерживался авангардного курса и играл исключительно инструментальную музыку.[6] В 1976 году гастролировал также по Северному Кавказу в составе музыкального коллектива «Ровесники».[1][2] После распада «Диссонанса» Борис некоторое время работал в «МОМА» (Московское объединение музыкальных ансамблей), вечерами выступал в качестве музыканта в ресторанах с Михаилом Звездинским, Аркадием Северным, Александром Клевицким и другими артистами, а днём трудился концертмейстером в спортивной школе по художественной гимнастике.

Весной 1980 года Оппенгейм присоединился к группе «Виктория», в которой играли Павел Смеян и его брат-близнец Александр.[6] В сентябре того же года совместно с Крисом Кельми и Павлом Смеяном стал одним из основоположников группы «Рок-Ателье». В составе этого коллектива Борис Оппенгейм работал клавишником, играл музыкальное сопровождение спектаклей театра «Ленком» («Автоград XXI», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» и «Люди и птицы»). Зимой 1980 года группа записала музыку к мультфильму «Пёс в сапогах» (Оппенгейм сочинил музыку для двух номеров: «Песня летучих мышей» и знаменитый блюз пса-гасконца «О, наконец, настал тот час...» , который блистательно исполнил актёр Николай Караченцов)[1][7], а ещё через год — к мультфильму «Парадоксы в стиле рок».[1] Несмотря на плотный гастрольный график «Ленкома», музыканты проявляли фантастическую работоспособность, в короткие промежутки между спектаклями готовя собственную программу и выступая с концертами,[8] выезжали на гастроли с Александром Абдуловым и Леонидом Ярмольником (работали после них вторым отделением на творческих встречах со зрителями).[3] Кроме того Борис был аккомпаниатором на концертных выступлениях Николая Караченцова.[9]