Бортовое радиоэлектронное оборудование (летательных аппаратов)


Бортовое радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов (БРЭО, или РЭО) — категория бортового оборудования воздушного судна, при своей работе использующего энергию радиоволн. В общем смысле — это все штатные бортовые радиопередающие и радиоприёмные устройства (радиоэлектронное оборудование).

РЭО — одна из четырёх основных специальностей инженерно-технического состава военной авиации, наряду с СД (самолёт и двигатель), АО (авиационное оборудование), АВ (авиационное вооружение). В гражданской (коммерческой) авиации СССР/РФ специальности АО и РЭО объединены в одну — АиРЭО.

Как правило, в состав РЭО включают радиосредства связи (РСО), средства радионавигации (РНО), радиолокационное оборудование (РЛО), средства радиоэлектронного подавления (РЭП или РЭБ), аппаратуру наведения, целеуказания и прицеливания, а также другие радиотехнические системы (более подробно см. ниже).

К электронному бортовому оборудованию ЛА предъявляются противоречивые требования высоких технических характеристик при минимальном весе и габаритах, высокой эксплуатационной надёжности в условиях значительных перепадов давления, температуры, знакопеременных ускорений и вибраций, электромагнитной совместимости с другими электронными системами на борту. БРЭО характеризует высокая техническая сложность, плотная компоновка монтажа и как результат — большая стоимость.

Историческими первыми радиоэлектронными аппаратами, которые в современном понятии относятся к РЭО, на самолётах появились радиоприемники для односторонней связи с аэродромом. Вскоре эти радиоприёмники также стали использоваться и для радионавигации: пеленгования радиоизлучающих объектов с известными координатами, чаще всего это были мощные широковещательные радиостанции. Так на серийном самолёте-бомбардировщике ТБ-1 (1929 год) уже штатно применялась коротковолновая телефонно-телеграфная станция с функцией радиопеленгатора-радиокомпаса. Первым отечественным самолётом-истребителем с радио на борту стал И-16, на котором предусматривалась установка радиоприёмника, а в дальнейшем и комплекта коротковолновой радиостанции РСИ-3.

В те годы всё приборное, электрическое и радиооборудование самолётов именовалось спецоборудованием. В результате проводившихся накануне второй мировой войны реформ в 1938 году в ВВС Красной Армии была создана инженерная авиационная служба (ИАС) по спецоборудованию.