Ботезат, Георгий Александрович


Георгий Александрович Ботезат (англ. George de Bothezat; 19 июня 1882, Санкт-Петербург, Российская империя[1] — 1 февраля 1940, Бостон, США) — русско-американский авиаконструктор, учёный, изобретатель и математик, построивший один из первых квадрокоптеров.

Родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина Александра Ильича Ботезата (?—1900) и Надежды Львовны Рабутовской[1][2]. По отцовской линии, происходил из бессарабского дворянского рода, со стороны матери — из русской дворянской семьи. Отец был выпускником историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, служил в Министерстве иностранных дел Российской империи[3]. В семье кроме сына Георгия росли также две девочки: Вера (1886) и Нина (1884). До 1900 года семья жила в Париже, куда отец был направлен по линии Министерства иностранных дел; после смерти отца в 1900 году мать с детьми вернулась в Россию и поселилась в Кишинёве, где друг семьи — промышленник и меценат Егор Егорович Рышкан-Дерожинский — взял на себя финансовые расходы в связи с обучением детей[4].

Окончил Кишинёвское реальное училище в 1902 году. Учился на механическом отделении Харьковского технологического института (1902—1905) и в Электротехническом институте Монтефиоре в Льеже (Бельгия, 1905—1907), где получил звание инженера-электрика. В 1908 году получил с отличием диплом инженера-технолога в Харьковском технологическом институте. В 1908—1909 годах стажировался в Геттингенском и Берлинском университетах. В 1911 году в Сорбонне защитил первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана» («Étude de la stabilité de l’aéroplane»).

С 1911 года преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте. Во время первой мировой войны работал в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях. Весной 1916 года вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства.

В мае 1918 года, получив приглашение на работу в США, Г. А. Ботезат покинул Петроград и при содействии сотрудников американского представительства добрался до Мурманска, затем нелегально покинул Россию; в том же месяце прибыл в США.[5][6][7] Работал экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике. В 1921 году Конгресс выделил ему огромную по тем временам сумму денег в 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год.