Боттичини, Франческо


Франческо Боттичини (итал. Francesco di Giovanni Botticini; 1446, Флоренция — 16 января 1498, Флоренция) — живописец раннего итальянского Возрождения периода кватроченто флорентийской школы.

Несмотря на то, что Франческо Боттичини был довольно крупным флорентийским художником, Джорджо Вазари не оставил никаких упоминаний о нём в своём многотомном труде. Более того, самое известное произведение Боттичини, картину «Вознесение Марии» («Алтарь Пальмьери», Лондон, Национальная галерея) Вазари ошибочно приписал работе Сандро Боттичелли. Немногочисленность документов, обнаруженных в архивах, не позволяет последовательно и полно выстроить биографию художника.

Боттичини родился в семье Джованни ди Доменико, художника, изготовлявшего и расписывавшего игральные карты. По всей вероятности, именно отец привил ему вкус к рисованию и научил основам рисунка и живописи. В возрасте двенадцати или тринадцати лет (22 октября 1459) Франческо был отдан в обучение флорентийскому художнику Нери ди Биччи, который возглавлял мастерскую по изготовлению разнообразной живописной продукции религиозного содержания, выполненной на среднем, коммерческом уровне. Нери ди Биччи в истории итальянского искусства прославился своим «Дневником», в котором с методичностью бухгалтера описывал свой коммерческий подход к искусству: расходы и доходы, а также все события, связанные со своей работой. В «Дневнике» он называет Боттичини «Francesco di Giovanni naibaio» (термином «найбайо» обозначалась рутинная работа подмастерья, который занимался росписями ящиков, шкатулок, флагов и прочей мелочью) и сообщает, что менее чем через год (24 июня 1460) Франческо сбежал из его мастерской. В 1469 году, девять лет спустя, Боттичини в свои двадцать три года был уже настолько самостоятельным и уважаемым мастером, что вошёл в комиссию по оценке качества одной из работ своего бывшего учителя, выполненной для монастыря Санта-Мария-ди-Кандели (этот факт также описан в «Дневнике» Нери ди Биччи). По общему мнению специалистов, Франческо Боттичини оставил Нери ди Биччи ради мастерской Андреа Верроккьо, выдающегося мастера Ренессанса, выпестовавшего и открывшего миру целый ряд больших талантов — Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и др. Именно в мастерской Верроккьо Боттичини достиг уровня настоящего мастера в рисунке, пластике фигур и в композиционных решениях. Влияние учителя на Франческо было столь сильным, что некоторые его работы раннего периода исследователи ошибочно считали произведениями самого Андреа Верроккьо.