Браунинг, Тод


Ча́рлз А́лберт Бра́унинг-мла́дший (англ. Charles Albert Browning, Jr.), более известный как Тод Браунинг[1] англ. Tod Browning; 12 июля 18805 октября 1962) — американский кинорежиссёр, актёр и сценарист, один из основоположников жанра фильмов ужасов.

Чарлз Алберт Браунинг-младший родился 12 июля 1880 года в Луисвилле, штат Кентукки, в семье мастера-столяра и машиниста Чарльза Альберта Броунинга-старшего. Его родной дядя Луис Роджес "Пит" Броунинг был известным бейсболистом. С детства увлекался самодеятельным театром. В возрасте 16 лет сбежал из дома с бродячим цирком и взял псевдоним «Тод Браунинг». Работал зазывалой, клоуном, исполнял номер «живой труп» (его закапывали в землю в гробу на двое суток). Затем несколько лет выступал в варьете как актёр, фокусник и танцор, впоследствии — как режиссёр. В этом качестве он познакомится в 1909 году с Д. У. Гриффитом и начал играть небольшие роли в короткометражных кинокомедиях студии Biograph.

В 1913 году Браунинг вслед за Гриффитом переехал в Калифорнию и продолжал играть роли второго плана в фильмах студии Reliance-Majestic, в том числе вора-водителя в «Нетерпимости» (1916). В 1915 году начал работать также как постановщик короткометражных фильмов, однако вскоре начал пить, в июне 1915 года попал из-за этого в тяжёлую автомобильную аварию и смог вернуться к работе режиссёра только в 1917 году.

Первым полнометражным фильмом Браунинга стал «Джим Бладсо» (1917), тепло принятая публикой история о самоотверженном капитане парохода, который погиб, спасая пассажиров. Затем последовали несколько более-менее успешных постановок для студии Metro. В 1918 году стал сотрудничать со студией «Universal», где познакомился с продюсером Ирвингом Тальбергом, который предложил ему поработать с актёром Лоном Чейни. Первым их совместным фильмом стала мелодрама «Испорченная милашка» (1919), в которой Чейни играл вора, вовлёкшего девушку из трущоб в преступление.

Карьера Браунинга идёт на подъём, однако после смерти отца он снова начинает пить и теряет работу в Universal. Вылечившись от алкоголизма, Браунинг возвращается к режиссуре и ставит несколько фильмов для студии «Metro-Goldwyn-Mayer». В 1925 году он восстанавливает контакты с «Universal» и делает чрезвычайно успешный фильм «Несвятая троица» (1925) с Лоном Чейни. Их сотрудничество продолжается и в дальнейшем в фильмах «Дрозд» (1926), «Дорога на Мандалай» (1926), «Неизвестный» (1927), «К западу от Занзибара» (1928) и других. В фильме Браунинга «Лондон после полуночи» (1927) Чейни играл фальшивого вампира, что навело их на мысль поставить экранизацию романа Брэма Стокера «Дракула». В 1929 году Браунинг начинает ставить звуковые фильмы, первым из которых становится «Тринадцатый стул» (1929).