Браун, Владимир Александрович


Влади́мир Алекса́ндрович Бра́ун (1 [13] января 1896, Елисаветград, Херсонская губерния — 21 августа 1957, Киев) — советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств УССР (1954), лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

Родился 1 (13) января 1896 года в Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина). Дворянин, из обрусевшей немецкой семьи[1]. Его предки жили в России с XVIII века. Отец, дед и прадед служили офицерами на флоте. В 1915—1919 годах учился в Киевском коммерческом институте[2].

Во время освобождения Крыма Красной армией от белогвардейцев работал оператором на съёмках фильма «Радость жизни». Вместе с товарищем, в то время мичманом Филиппом Октябрьским был задержан и приказом Белы Куна и Розалии Землячки приговорён к расстрелу вместе с другими белогвардейцами. Будучи раненными, оба выжили благодаря тому, что находились в последнем ряду и вовремя спрыгнули в овраг. Затем некоторое время скрывались у родственников[1][3][комм. 1].

Демобилизовавшись в 1923 году, поступил работать на ленинградскую студию «Кино-север» (впоследствии «Ленинградкино», «Совкино» и т. д.), в 1924 году занимался в киномастерской Александра Ивановского, с 1925 года работал в качестве ассистента режиссёра на фильмах: «Чудо с самогоном / Три друга» (1925), «Могила Панбурлея» (1927, реж. Ч. Сабинский), «Инженер Елагин / Специалист» (1928), и «Каан-кэрэдэ / Крылатый бог или Жертвы крылатого бога» (1929, реж. В. Фейнберг), «Мёртвая душа / Бумеранг» (1930). Далее — режиссёром, начал как постановщик мелодрам, однако уже после фильма «Блестящая карьера» (1932) переключился на близкую ему морскую тему.

Вспоминал критик Н. А. Коварский: «Много лет я был с ним дружен и, честно говоря, до сих пор не понимаю, откуда в этом человеке возникла странная, непонятная, неизвестно как зародившаяся любовь к морю. Между… Ораниенбаумом и Кронштадтом ходили в ту пору маленькие пароходики. Так вот его подташнивало даже во время поездок на этих пароходиках. Очевидно, любовь к морю была результатом детских увлечений, сохранившихся потом на всю жизнь»[4].

Для фильма по следам Инвергордонского мятежа — «Королевские матросы» (1934) британское адмиралтейство выделило консультанта, который, по свидетельству сценариста Николая Коварского, был поражён знаниями Брауна в области личного состава английского флота[5].