Бренна, Винченцо


Винче́нцо Бре́нна (итал. Vincenzo Brenna, в России — Вике́нтий Фра́нцевич Бре́нна; 20 августа 1747[3][уточнить], Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Родился во Флоренции, но его семья происходила из швейцарского кантона Тичино. В 1766—1768 годах обучался в мастерской живописца Стефано Поцци в Риме. В это время познакомился с Джакомо Кваренги, который указывал: «г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре».

С 1776 года занимался обмерами античных памятников Рима для польского магната Станислава Потоцкого. В 1780—1783 годах работал в Польше, где выполнял отделку принадлежавшего Потоцкому дворца Августа Чарторыйского в Натолине, замка в Ланьцуте, дворца Красиньских в Варшаве (не сохранился).

В конце 1781 или в начале 1782 года Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим вместе с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил архитектора для декорирования дворца в Павловске и в 1783 году Бренна прибыл в Санкт-Петербург[4].

В России Бренна работал до начала 1802 года. Вначале помощником Ч. Камерона, а с воцарением Павла I и отставкой Камерона в 1796 году стал главным архитектором. Участвовал в строительстве и отделке помещений Большого дворца в Павловске. Бренна надстроил созданные Камероном циркумференции (полуциркульные галереи) главного фасада и надстроил боковые корпуса, украсив их военной арматурой. Он оформил галереи трельяжными аркадами, а с противоположной стороны (по инициативе императрицы Марии Фёдоровны), в северной части, пристроил к дворцу так называемую Светлую колоннаду).

В 1796—1798 годах Бренна перестраивал для императора Павла Петровича дворец в Гатчине (Большой Гатчинский дворец, возведённый ранее А. Ринальди для графа Г. Г. Орлова), возводил Михайловский замок в Санкт-Петербурге, используя чертежи отвергнутого императором проекта В. И. Баженова (соавтором этой постройки были А.-Ф.-Г. Виолье и сам император, а не Баженов, как считали ранее). Особенно эффектен октогональный (восьмигранный) двор замка, с рельефным фризом и военными трофеями. Императору, по словам И. Э. Грабаря, импонировало, что Бренна умел «всему придавать несколько военный вид»[5].