Британская новая волна


Британская новая волна (англ. British New Wave) — направление в кинематографе Великобритании конца 1950-х — середины 1960-х годов[1], являющееся составной частью общеевропейского (а позже — практически всемирного) процесса критического переосмысления как форм, методов, так и самих задач, решаемых этим видом искусства. Название было заимствовано из французского языка — La Nouvelle Vague, термина, обозначающего аналогичное явление во французском кино.

Кинематограф Великобритании в середине 1950-х годов переживал очередной кризис, названный позже «депрессивным периодом» (англ. doldrums era), вызванный сразу несколькими факторами. Массовое развитие получило телевидение, традиционно сильным и популярным оставался английский театр. Творческое и финансовое влияние оказывал Голливуд, с одной стороны, наполняя рынок качественными зрелищными лентами на английском языке, с другой стороны, отвлекая высокими гонорарами лучшие режиссёрские кадры Королевства. Несколько молодых критиков регулярно высказывали свои соображения на этот счёт сначала в малотиражном журнале «Sequence», а позже в достаточно влиятельном «Sight and Sound». Вокруг этих изданий сформировалась группа единомышленников, в которую, среди прочих, входили Линдсей Андерсон, Карел Рейш, Тони Ричардсон, имевшие достаточный опыт создания короткометражных и документальных фильмов. В 1956 году при Британском институте кино они организовали просмотр своих короткометражных работ, не имевших перспектив коммерческого проката. Программа, которая была названа «Свободное кино», сопровождалась манифестом для привлечения внимания СМИ. Публикации в прессе обеспечили мероприятию посещаемость зрителя и успех, в ближайшие три года было подготовлено и показано ещё пять программ. Главными их героями становились люди из так называемых «низших» социальных классов в их повседневной работе и на отдыхе[2]. Представленные фильмы оказались близки большинству зрителей благодаря понятной им социальной тематике. Для аудитории определённой неожиданностью, доходящей до эпатажа, стало изложение любого сюжета абсолютно с личных точек зрения авторов, которые иногда противоречили догмам общественной морали, естественным для «формального» кинематографа тех лет.