Брокар и Ко


«Брокар и Ко» — товарищество парфюмерно-косметического производства, учреждённое в 1893 году в Москве как развитие дела, основанного Генрихом Брокаром в 1864 году[2]. Одна из крупнейших парфюмерных фирм России в конце XIX — начале XX века[1].

В 1861 году 24-летний Анри Брокар приехал в Москву, стал называться Генрихом Афанасьевичем и получил место инженера на одном из производств. Зная секреты производства французской парфюмерной воды и работая лаборантом, Брокар усовершенствовал процесс создания концентрированных духов. Он продал это открытие французской фирме «Рур Бертран» за 25 тысяч франков, именно эти деньги помогли ему начать собственное дело[3][4][5].

Под производство было перестроено здание бывших конюшен Фаворских в Теплом переулке (ныне улица Тимура Фрунзе). Мыло производили 2 рабочих вместе с хозяином, используя всего три котла, дровяную печь и каменную ступку. В день они изготавливали от 50 до 100 кусков[4][5].

В России активное производство парфюмерии ещё только начиналось. Поэтому Брокар столкнулся с трудностями при регистрации своего дела, в итоге предприятие было отнесено к фельдшерскому цеху[3][4].

Брокар стал выпускать мыло для детей с изображением букв русского алфавита. Этот ход помог фирме выделиться и стать известной. Затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец»[1]. Брокар придумал также такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно было одним из самых дорогих), они были популярны среди наиболее богатой и требовательной публики[5].

Особой популярностью пользовалось «Народное» мыло — оно продавалось всего по 1 копейке за кусок, в то время как цены у конкурентов были выше в 30 раз. На Московской выставке русских производств в 1865 году «Народное» мыло удостоилось серебряной награды[5].