Брокман, Евгений Юрьевич


Евге́ний Ю́рьевич (Ю́льевич) Бро́кман (12 декабря 1882, Москва19 июня 1931, Москва) — советский архитектор-конструктивист, участник Первой мировой войны. Жертва политических репрессий в СССР.

Участник Первой мировой войны, служил в 103-м пехотном Петрозаводском полку Русской императорской армии, воинское звание — прапорщик[4]. В 1917 году работал на автоскладе в Бердичеве[3]. В 1918 году служил в военизированных формированиях Украинской Народной Республики[2]. С 1919 года — в Красной армии, служил в эвакуационном пункте санитарной части при штабе 12-й армии[3].

С 1922 года работал в Киевской строительной конторе Комитета государственных сооружений[3]. В 1925—1930 годах — архитектор-проектировщик, руководитель планово-техноэкономического отдела Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Совкино» (с 1930 года — Государственного всесоюзного кинофотообъединения «Союзкино»)[5][6][7].

Автор проекта реконструкции Городской усадьбы Кондиковых — Орловых — Г. М. Лианозова (Малый Гнездиковский переулок, дом 7), в которой с 1918 года размещался Кинофотоотдел Наркомпроса РСФСР. В 1925 году было принято решение о размещении в этом здании АО «Совкино» после его реконструкции и перестройки[8][9]. Арестован 15 апреля 1926 года вместе с двумя другими членами строительной комиссии АО «Совкино» вследствие выявленных дефектов после завершения реконструкции здания. 3 июля 1926 года постановлением Коллегии ОГПУ освобождён под подписку о невыезде. Председатель АО «Совкино» К. М. Шведчиков при встрече с Ф. Э. Дзержинским в ВСНХ 8 июля 1926 года заявил о неправильности арестов в «Совкино». По требованию прокурора Верховного суда РСФСР дело строительной комиссии «Совкино» было передано в Московскую губернскую прокуратуру, которая вскоре его закрыла[10][11][12].

Совместно с В. И. Войновым спроектировал кинотеатр «Центральный» в Иванове[13][14][15][16], разработчик проекта кинотеатра в Люберцах[17].

Главный архитектор проекта кинофабрики «Совкино» на Потылихе (в будущем — киностудии «Мосфильм»)[18][K 1]. Пресса активно освещала ход строительства, называя строящуюся кинофабрику «Советским Голливудом» или «Голливудом на Потылихе»[21][22][23]. Однако кинофабрику проектировали и построили «как студию немых фильмов, а в кино между тем пришёл звук»[24]; павильоны студии были рассчитаны лишь на одновременную съёмку десяти немых фильмов, вследствие отсутствия должной звукоизоляции одновременная съёмка нескольких звуковых фильмов была невозможна[7][21][25]. Просчёт проектировщиков был воспринят как акт преднамеренного вредительства[26][27].