Бронепоезд


Бронево́й по́езд (сокращённо бронепо́езд, бепо, БП) — изделие, бронированная (броневая) железнодорожная машина[1] (боевая машина), железнодорожный состав (поезд) для ведения боевых действий в полосе железной дороги, в вооруженных силах, в танковых и других родах войск.

Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах конца XIX века и первой половины XX века, особенно в государствах с развитой сетью железных дорог.

В состав классической схемы изделия входят: броневой (бронированный) локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), «чёрный» (небронированный) паровоз, несколько броневагонов (броневых площадок) со стрелковым, артиллерийским и зенитным вооружением (чаще всего вооружение комбинируется), от двух до четырёх контрольных платформ (платформ прикрытия), иногда — платформы с десантом. Иногда могут использоваться вагоны, имеющие не бронирование, а блиндирование, или платформы, имеющие бруствер из мешков с грунтом[2].

Немецкие бронепоезда времён Второй мировой войны (Panzerzug) также иногда с одной-двумя платформами с танками (как правило — чешскими или трофейными французскими). В период Второй мировой войны строились также бронепоезда для прикрытия важных объектов в тылу — (крупных железнодорожных мостов, важных оборонных и нефтеперерабатывающих заводов), вне зоны боевых действий, но в зоне досягаемости авиации противника. Такие бронепоезда имели бронепаровоз и платформы с зенитным вооружением.

Бронепоезда следует отличать от моторных броневых вагонов и броневых дрезин, которые могут как входить в состав бронепоезда (формирования), так и действовать самостоятельно.

В 1930-е годы в сухопутных механизированных войсках в соответствии с классификацией боевых машин группа бронированные железно-дорожные машины также включала бронированные лёгкие и тяжёлые поезда[1].


Реплика словацкого бронепоезда «Урбан», построенного 25 сентября 1944 на ж. д. заводе Зволена. Последний бронепоезд словацкой армии времени Словацкого национального восстания. Вооружение: 2 76,5-мм орудия 8 cm vz.17 (образца 1917 года) на пушечных лафетах, 4 37-мм пушки Škoda vz.34 UV в башнях танков LT vz.35, 11 7,92-мм пулемётов.
76-мм зенитные пушки Лендера на бронеплощадках бронепоезда Красной Армии № 44. 1920 год
Мортира южан «Диктатор» на поезде, Виргиния, 1861−1865
Бронепоезд США. 18 мая 1861
Бронепоезд «Хунхуз» справа-сзади. Киев, 1 сентября 1915[сн 1]
Австро-венгерский бронепоезд, 1915. Впереди типовой орудийный броневагон с 7-см горной пушкой
Бронепаровоз серии G.71 4460 Бреслау польского бронепоезда «Бартош Гловацкий», 1920
Польский бронепоезд «Данута», 1939
Артиллерийский вагон бронепоезда «Данута»
Польская бронедрезина типа R
Польская бронедрезина типа TKS
Бронирование паровоза на заводе Январского восстания в Одессе, 8-9.1941
Бронепоезд Железняков («Зелёный призрак») в Севастополе 1942 год
Бронирование вагона в Московском депо, октябрь 1941
Зенитчики бронепоезда ведут огонь по самолётам противника из строенного 7,62-мм авиационного пулемёта ПВ-1, Западный фронт, ноябрь 1941
76-мм дивизионная пушка образца 1902 года в башне немецкого бронепоезда
Бронепоезд вермахта в СССР.
Советский мотоброневагон модели Д-2, захваченный, отремонтированный, модернизированный и используемый немцами. Январь 1944 года
Железнодорожный БТР-40А ж.д. на параде Победы 9 мая 2015 года, Хабаровск.
БЖРК РТ-23УТТХ, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Варшавский вокзал (Санкт-Петербург)