Бронепоезд


Бронево́й по́езд (сокращённо бронепо́езд) — бронированная железнодорожная боевая машина[1], железнодорожный состав (поезд) для ведения боевых действий в полосе железной дороги, в различных родах войск.

Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах конца XIX века и первой половины XX века, особенно в государствах с развитой сетью железных дорог.

Бронепоезда следует отличать от моторных броневых вагонов и броневых дрезин, которые могут как входить в состав бронепоезда (формирования), так и действовать самостоятельно.

В состав классической схемы изделия входят: бронированный локомотив (бронепаровоз или бронетепловоз), «чёрный» (небронированный) паровоз, несколько броневагонов со стрелковым, артиллерийским и зенитным вооружением (чаще всего вооружение комбинируется), от двух до четырёх контрольных платформ (платформ прикрытия), иногда — платформы с десантом. Иногда могут использоваться вагоны, имеющие не бронирование, а блиндирование, или платформы, имеющие бруствер из мешков с грунтом[2].

Немецкие бронепоезда времён Второй мировой войны (Panzerzug) также иногда с одной-двумя платформами с танками (как правило — чешскими или трофейными французскими). В период Второй мировой войны строились также бронепоезда для прикрытия важных объектов в тылу — (крупных железнодорожных мостов, важных оборонных и нефтеперерабатывающих заводов), вне зоны боевых действий, но в зоне досягаемости авиации противника. Такие бронепоезда имели бронепаровоз и платформы с зенитным вооружением.

В 1930-е годы в сухопутных механизированных войсках в соответствии с классификацией боевых машин группа бронированные железно-дорожные машины также включала бронированные лёгкие и тяжёлые поезда[1].