Бронепоезд «Путиловцы» имени тов. Ленина


Бронепоезд «Путиловцы» имени тов(арища) Ленина — бронепоезд № 6 (бепо № 6) — один из самых известных бронепоездов Красной Армии Гражданской войны в России[1][2][3].

Наиболее распространены бронепоезда стали во время Гражданской войны в России. В ней боевых действия в большинстве маневренные и в основном вдоль железных дорог — главных путей участвовавших в войне противников. Поэтому наиболее активные боевые действия шли за железнодорожные узлы и железнодорожные пути, там роль бронепоездов часто была очень важна.

В городах рядом с железными дорогами и на станциях склады с вооружением и военным имуществом. Каждая сторона конфликта стремилась их захватить[4].

Отсутствие танков и недостаток бронеавтомобилей и артиллерийских тягачей заставляли искать решения проблем при ограниченных военно-технических ресурсах и бронепоезда вскоре превратились в универсалы боевых действий.

Было много задач, которые решали с помощью бронепоезда: операции по прорыву фронта, поддержка своих пехоты и кавалерии, преследование отступающих, захват и удержание объектов до подхода своих войск, борьба с вражескими бронепоездами, разведка и прикрытие отхода своих[5].

Бронепоезд № 6 «Путиловцы» имени тов. Ленина первоначально состоял из бронепаровоза (забронированного паровоза серии Я осевой формулы 1-3-0) и двух легких «сормовских» бронеплощадок с четырьмя 3-х дюймовыми (76-мм) зенитками Лендера образца 1914/15 годов, с защитой вагонных тележек сплошными неподвижными щитами с дверцами к буксам. На усиленной платформе бронеказемат и две концевые орудийные башни. Конструкция каземата из углового проката. Броня — два слоя твердой стали с прокладкой из дерева. Бронелисты внутреннего слоя крепили к каркасу, наружные — винтами к внутренним. Пол из 5-6-мм брони. В каземате четыре 7,62-мм пулемета Максима.