Бруй, Вильям Петрович


Вильям Бруй (William Bruï; 31 марта 1946, Ленинград, СССР) — советский и французский художник, деятель второго русского авангарда[1].

Вениамин Петрович Бруй родился в Ленинграде. Мать, Дора Рафаиловна в девичестве Фридман происходила из еврейской семьи. Дед, Рафаил Маркович Фридман, был одним из самых ранних эмигрантов, уехавших из СССР в Израиль в конце 1950-х годов, задолго до так называемой Третьей волны (начало 1970-х годов). Он был раввином, потомком одного из видных представителей движения Хабад-Любавич. Отец художника - Петр Васильевич Бруй, уроженец Слуцкого района Бобруйской области.

В 1962 году начинает работать печатником в Экспериментальной мастерской Ленинградского Союза художников. Тяготение к изобразительному искусству Вильям Бруй обнаруживает уже в юношеском возрасте. Посещая библиотеку Эрмитажа, он знакомится с публикациями русского авангарда начала XX века. В мастерской познакомился с художниками Александром Ведерниковым, Верой Матюх, Герда Неменова, Евгенией Магарил, Анатолием Каплан. В 1965—1970 выставляется в полуофициальной галерее Лавка художника и в групповых выставках художников Ленинграда.

В 1970 году уезжает в Израиль к деду, который жил в строго религиозном Кфар-Хабаде. Соблюдая правила и обряды иудейской веры, не смог примирить свою художественную натуру с внешней религиозной жизнью и найти выход своему творческому потенциалу в этом контексте. В 1971 году он переезжает в Париж, где встречает Александра Либермана, художественного руководителя журнала «Vogue», проявившего интерес к творчеству художника и предоставившего ему для работы собственную мастерскую в Нью-Йорке. Бруй работает там в 1973, 1975 и в 1978 годах над серией масштабных холстов под общим названием Unified Fields (термин, заимствованный у Эйнштейна, разрабатывавшего, вслед за Теорией относительности, теорию применения единого мерила ко всему сущему).

Начиная с 2005 года Вильям Бруй организует выставки в коммерческой галерее Ателье-2 в престижном комплексе «Винзавод» в Москве и в других московских галереях. В июле-августе 2009 года выставка его работ в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге привлекла значительное число зрителей, вызвала интерес в средствах массовой информации, его интервьюировали на российском радио и телевидении.