Бруни, Фёдор Антонович


Фёдор Анто́нович Бру́ни, имя при рождении Фиде́лио Бру́ни (итал. Fidelio Bruni; 10 июня 1799, Милан, Цизальпинская республика — 30 августа [11 сентября1875, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец и график италошвейцарского происхождения, один из наиболее выдающихся художников романтического академизма первой половины XIX века, педагог и музейный работник; мастер исторической картины, декоратор-монументалист и портретист, создатель крупнейшего в своем роде полотна «Медный змий». Академик (с 1834) и профессор (с 1836), ректор живописного, скульптурного (оба — 1855–1871) и мозаичного (с 1866) отделений Императорской Академии художеств; хранитель картинной галереи Императорского Эрмитажа (с 1849), тайный советник (1867)[4]. Почётный член Московского художественного общества (с 1840), почётный иностранный член ряда художественных обществ Италии, в том числе Академии святого Луки в Риме (с 1824).

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бароффио (Антона Осиповича) Бруни (1767—1825)[5]. Отец, находясь в чине обер-офицера австрийских войск, принимал участие в Швейцарском походе русских войск во главе с А. В. Суворовым, получил ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его отставке из армии. Позже, в 1807 году, Бруни-старший приехал в Россию из Италии[6]. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце. Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

Фёдор Бруни в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Ива́нова и В. К. Шебуева.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в римском Капитолии и доставила автору немалую известность. В Санкт-Петербурге картина появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.