Брутализм


Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism, от лат. brutus — грубый, суровый) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950—1970-х годов, первоначально появившееся в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.

Отправной точкой брутализма считаются проекты и теоретические работы архитекторов-англичан Элисон и Питера Смитсонов. Стиль имел распространение в Европе, США, Канаде, Японии, Бразилии[1], а в 1970—1980-е годы также в СССР[2].

Термин «брутализм» употреблён первоначально Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях, в которых они объясняли свои взгляды и свои архитектурные творения начала 1950-х годов. Происходит термин от фр. béton brut — «необработанный бетон». Это выражение, с помощью которого Ле Корбюзье описывал технологию обработки наружных поверхностей здания, применённую им во многих его постройках послевоенного периода. Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик Рейнер Бэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм. Этика или эстетика?» (The New Brutalism: Ethic or Aesthetic?, 1966), в которой описал постройки определённого архитектурного характера, в частности, в Европе.

Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 1950—1970-х годов (в сфере пластических искусств — в кино, фотографии, графике, скульптуре, оформлении интерьеров) — с его поисками новых средств выразительности. Это, в частности, интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам. Декларативной лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Например, одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевёрнутая основанием вверх и приподнятая над землёй на пилонах (Посольство Великобритании в Риме, 1971 г., архитектор Бэзил Спенс; Бостон Сити Холл, Бостон, Массачусетс, США, 1981, архитекторы: Г. Кальман, М. Мак-Киннель, Э. Ноулс и другие).

Подобные идеи вдохновлялись верой в новые строительные технологии, в частности, в неисследованные ещё возможности такого нового строительного материала, как армированный бетон. Пластичность бетона, его «скульптурные» возможности были едва ли не главным элементом художественного языка у архитекторов-необруталистов.

Непривычный для Британии (где традиционным строительным материалом был красный кирпич), после 1945 года железобетон стал символом надежд для нового, послевоенного поколения архитекторов. Одним из формальных приёмов брутализма считается подчёркнутая фактурность бетонных поверхностей, не отделанных после распалубки ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской («бетон-брут») — излюбленный метод Ле Корбюзье конца 1940-х — начала 1950-х годов.