Брюйн, Корнелис де


Корнелис де Брюйн (устар. Корнилий де Бруин[1], Корнелис Брёйн[2] нидерл. Cornelis de Bruijn или de Bruyn; около 1652, Гаага — около 1727[3][4], Утрехт[5]) — нидерландский художник, путешественник и писатель. Он совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными зарисовками: «Путешествие Корнелиса де Бруина в знаменитейшие части Малой Азии» (1698) и «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (1711).

В первом путешествии он посетил Рим, Египет, Иерусалим, множество больших и малых городов в Оттоманской империи, сделал первые изображения и зарисовки Иерусалима и внутреннего вида египетских пирамид. Его книги имели сенсационный успех в Европе и были переведены на несколько языков.

Во время второго путешествия он посетил Россию, её северную часть, Москву, Астрахань и далее Персию, где сделал зарисовки с натуры городов, древних развалин, надписей, людей, животных, растений. Продолжив свой путь через Индийский океан, он достиг острова Ява, а потом вернулся через Персию и Россию в Голландию.

Во время своей первой поездки в 1674 году, он посетил Рим, где присоединился к объединению художников «Перелётные птицы» под именем Адонис.

В 1678 году он отправился через порт Ливорно в Смирну, которая в то время была голландской колонией. В 1679 году де Брюйн обратил внимание, что в Стамбуле турецкие женщины покрывают голову платками. В 1681 году он прибыл в Египет и поднялся на вершину пирамиды и оставил там свою подпись. Де Брюйн тайно посетил Иерусалим и Вифлеем в Палестине, жил долгое время в Алеппо. Он тайком зарисовал Иерусалим, который тогда была частью Османской империи. Де Брюйн сделал зарисовки Пальмиры в Сирии, которая была разорена римским императором Аврелианом. Через Кипр и Смирну он добрался в 1684 году до Венеции, где работал с живописцем Иоганном Карлом Лотом. Вернувшись в 1693 году в Гаагу, он продал свои сувениры. В 1698 году он опубликовал свою книгу с большим количеством гравюр, которая имела успех и была переведена на несколько языков. Среди его рисунков были рисунок интерьера Великой Пирамиды и рисунок Иерусалима, которые стали известны в Европе. Это было одно из первых изданий с цветными гравюрами, изготовленными в типографии того времени, а не вручную.