Брюллов, Карл Павлович


Карл Па́влович Брюлло́в (при рождении и до 1822 года — Брюлло́), Брюлов[1], Брылло[2] (12 [23] декабря 1799, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 [23] июня 1852, Манциана, близ Рима, Папская область) — русский живописец и рисовальщик, наиболее известный представитель художественной династии Брюлловых, один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века; автор монументальных исторических полотен, также успешно работал как портретист и жанрист. Почётный вольный общник (с 1834) и профессор (1836–1849) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, коллежский советник (1846)[1]. Член Академии Святого Луки в Риме, Академии Брера в Милане и Академии изящных искусств[it] в Парме; профессор Академии изящных искусств во Флоренции.

Родился в семье потомственных художников. Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. Именно отец стал его первым учителем. В 1809—1821 годах учился в Императорской Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Окончил Академию с большой золотой медалью (за картину «Явление Аврааму трёх Ангелов у дуба Мамврийского») и аттестатом 1-й степени. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830—1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург. В 1836—1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1836—1837), В. А. Жуковского (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843—1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского собора в Санкт-Петербурге. В этот же период совместно с В. Шебуевым, И. К. Дорнером, Ф. Бруни, П. К. Клодтом и др. работал над оформлением Исаакиевского собора. Брюллов обязался расписать главный купол, площадью 800 квадратных метров, и паруса в центральном нефе (работы были завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской академий, а также Академии Св. Луки в Риме.


Две памятные монеты Банка России, посвящённые 200-летию со дня рождения К. П. Брюллова. 2 рубля, серебро, 1999 год