Брюнель, Изамбард Кингдом


Изамба́рд Ки́нгдом Брюне́ль[1] (Брю́нел, Брунел) (англ. Isambard Kingdom Brunel, [ˈɪzəmbɑ(ɹ)d ˈkɪŋdəm bruːˈnɛl]; 9 апреля 1806, Портсмут — 15 сентября 1859, Вестминстер) — британский инженер, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции. Сын Марка Брюнеля.

Брюнель поражал общественность смелыми по меркам его времени проектами, например, предлагая «продлить» Большую Западную железную дорогу в Америку, построив для этого трансатлантические пароходы.

Был одним из создателей стандарта проектирования железных дорог с минимальными уклонами и наибольшими радиусами кривых, что требовало многочисленных искусственных сооружений (насыпей, виадуков, мостов и туннелей), которые сам же и проектировал, считая, что удорожание в строительстве компенсируется более низкими издержками в эксплуатации. Также был сторонником широкой колеи 7 фут. и 14 дм (2140 мм). Брюнелевская колея, в отличие от стефенсоновской колеи 4 фут. 8 12 дм (1435 мм), не прижилась.

Известно, что Брюнель многократно рисковал жизнью, не говоря уже о сложных отношениях с инвесторами.

Родился в Портсмуте, получил образование в колледже в Кане и лицее Генриха IV. Практическую свою деятельность как инженер начал под руководством отца, которому помогал с 1826 года при постройке туннеля под Темзой  (англ.); позже занимался, главным образом, постройкой железных дорог и изготовлением машин и механизмов для пароходов.

В 1833 году Брюнель был назначен главным инженером «Большой западной железной дороги» и занимался постройкой туннелей, мостов и других крупных инженерных сооружений для этой дороги, в том числе, построил мост через Темзу у Мэйденхеда (Maidenhead) и через Уай (Wye) у Чипстоу. Он же выстроил Хангерфордский висячий мост в Лондоне и участвовал в постройке мостов Conway и «Британия».