Бугро, Вильям


Вилья́м-Адо́льф Бугро́ (фр. William-Adolphe Bouguereau [buɡ(ə)ʁo]; 30 ноября 1825 года, Ла-Рошель — 19 августа 1905 года, там же) — французский живописец, видный представитель салонного академизма XIX века.

Его творчество может характеризоваться как «квинтэссенция живописи своего поколения»[7]. В каталогах учтены 828 картин Бугро, преимущественно на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты[8]. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью[9]. Несмотря на верность академическим принципам, в частности, — примату рисунка над цветом, — в 1890-е годы испытывал влияние символизма, который истолковывал как метод раскрытия сущности изображаемого человека при помощи второстепенных деталей, несущих смысловую нагрузку[10].

С 1876 года — действительный член Академии изящных искусств, профессор Высшей школы изящных искусств (1888) и Академии Жюлиана (1875). В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Пользуясь коммерческим успехом, Бугро не принял импрессионизма и новых направлений в изобразительном искусстве и последовательно противостоял им, используя административные ресурсы. В результате после кончины он оказался забыт, и долгое время в критической литературе воспроизводились только негативные мнения о его творчестве, он воспринимался преимущественно как живописец жанра ню, потакавший самым низменным вкусам. Только с 1980-х годов, когда изменилось отношение к салонно-академическому искусству, Бугро стал рассматриваться как один из крупнейших живописцев XIX века, воспитавший многих известных художников, среди которых Анри Матисс, Феликс Валлотон, Жюль Адлер, Вильгельм Лист[de], Димитрие Пачуреа и другие.

Вильям-Адольф Бугро был вторым из восьми детей Эли-Сюльписа-Теодора Бугро и его супруги, Марии-Маргариты-Аделины Боннен. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом[11]. Согласно традиции, Вильяма крестили в кальвинистской церкви, но пяти лет от роду был обращён в католическую веру по настоянию дяди-священника Эжена[12]. В 1832 году Теодор Бугро переехал на остров Ре, на котором планировал работать в порту, там же семилетний Вильям впервые проявил художественные способности и увлечённо рисовал на всём, на чём придётся. К тому времени постоянная нужда заставила отправить детей на воспитание к родственникам, Вильям поступил на попечение к Эжену Бугро — младшему брату Теодора, которому было тогда 27 лет. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. Эжен Бугро устроил племянника в школу в Поне, там он мог посещать занятия по рисованию и быстро добился первых успехов; преподавал в школе Луи Саж — ученик Энгра[13].


Портрет Эжена Бугро. 1850, частное собрание
Танец. 1856, Музей Орсе
День памяти усопших. 1859, Музей изящных искусств Бордо
Орест, преследуемый эриниями. 1862, Музей искусств Крайслера, Норфолк (Виргиния)
Купальщица. 1870, Фонд Галы и Сальвадора Дали
Искусство и литература. 1867, Музей искусств Арно, Нью-Йорк
Элизабет Гарднер — вторая жена художника. 1879, США, коллекция Фреда и Шерри Росс
Джефферсон Дэвид Чалфэн. Мастерская Бугро в Академии Жюлиана. 1891, Мемориальный музей де Янга, Сан-Франциско
После купания, 1875, Фонд Галы и Сальвадора Дали
Возвращение весны. 1886, Музей искусств Джослина, Омаха
Портрет Габриэль Кот. 1890, частное собрание
Прерванная работа. 1891, Музей Мида, Колледж Амхерста, США
Океанида — одна из последних картин Вильяма Бугро. 1905, Музей изящных искусств Ла-Рошели
Первичный набросок композиции «Девушка, защищающаяся от стрелы Эрота». Частное собрание
Бугро в мастерской. На заднем плане видны «Волна» и «Восхищение» (справа). Фото 1904 года
Восхищение. 1897, Музей искусств Сан-Антонио (Техас)