Будда


Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветлённый») в буддизме — титул существа, обретшего «высшее состояние духовного совершенствования», имя Будды Шакьямуни либо имя одного из бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)[1]. Буддовость (санскр. buddhatva, пали buddhatta, buddhabhāva) — состояние будды или природа будды, скрыто присутствующая в каждом живом существе, которая может быть открыта с помощью особых усилий[2].

Состояние будды, буддовость — это состояние пробуждённого существа, которое нашло путь прекращения неудовлетворённости и страдания (дуккхи)[3]. В общем смысле можно говорить о прекращении «страдания», созданного привязанностью к желаниям и искажённым восприятием и мышлением, после которого пробуждённое существо обретает положение «прекращения обучения».

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической[уточнить] буддийской доктрины буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама Будда является наиболее известным представителем в череде будд, идущей из далёкого прошлого в далёкое будущее. Его первым известным предшественником в махаяне считается будда Дипанкара, а следующего за Гаутамой будду, по признанию всех школ, именуют Майтрейей. Список из 24 будд перечислен в «Хронике будд» («Буддхавансе»), написанной примерно в V веке, из «Нидана-катхи» — не входящего в Палийский канон сборника историй о жизни Будды Шакьямуни[4].

Согласно Палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[5][6]. Также существует список из 28 будд прошлого, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды[7].