Буддизм во Вьетнаме


Буддизм во Вьетнаме — одна из распространённых на территории страны религий, которую исповедуют 9,3 % верующего населения.

От первых веков распространения буддизма во Вьетнаме сохранилось крайне мало литературных или эпиграфических памятников. Первые[1] буддийские проповедники появились на территории нынешнего Северного Вьетнама, входившей в то время в состав китайской империи Хань, во II—III вв. н. э. В начале III в. выходец из Согда Кхыонг Танг Хой (200—247) переводил[1] на территории империи сутры с санскрита на вэньянь; также были сведения[1] о деятельности на этой территории во II—V вв. буддийских наставников из Индии. Многие проповедники прибывали в Зяотяу с севера, что обусловило преобладающее влияние здесь доктрин махаяны.

Возникновение буддийских школ во Вьетнаме относится к концу VI в.: первую из них основал в 580 индиец Винитаручи, вторую — наставник Во Нгон Тхонг (У Яньтун) из Гуанчжоу в 820, третью — китайский монах Тхао Дыонг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южного направления чань-буддизма.

Пик влияния этих школ приходится на X—XII века, когда буддизм тхиен во вьетском государстве являлся государственным культом. После обретения в X в. независимости государство вьетов испытывало нехватку образованных людей, и буддийские наставники привлекались для участия в государственных делах.

В XIII веке на смену школам Винитаручи, Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Нян Тонгом, который принял постриг.

Интерес к буддизму был характерен для всей императорской фамилии Чанов, особенно в первые десятилетия их правления. Однако во второй половине XIV в. среди представителей вьетской правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а также с упадком династии Чан положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куи Ли, ставший в конце этого столетия фактическим правителем государства, придерживался откровенно антибуддийских взглядов, производил отчуждение монастырских владений и насильственно возвращал монахов в мир. Восшествие на престол новой династии Хо, последовавшее в 1407 под предлогом восстановления прав Чанов вторжение армий династии Мин, 20-летняя борьба с захватчиками — эти события создали в стране обстановку хаоса. Было разрушено множество пагод и стел, захватчики сознательно уничтожали попадавшие в их руки книги: в результате погибло бесчисленное количество памятников вьетской словесности, большая часть которых была связана с буддизмом. Этим объясняются заметные лакуны в ранней истории буддизма во Вьетнаме.