Буддизм в Узбекистане


Буддизм в Узбекистане — четвёртая по распространённости религия в стране (после ислама, христианства и иудаизма), которую исповедуют 0,2 % населения, большую часть которых составляют этнические корейцы[1]. Официально в Узбекистане зарегистрирована одна буддийская конфессия, также имеется один буддистский храм в Ташкенте[2].

При правителях Кушанского царства в широких масштабах проникает в Бактрию и Гандхару[3][4]. По одной из легенд, записанных на языке пали, два торговца Тапассу и Бхаллика, братья из Бактрии, отправились в путь, чтобы встретиться с Буддой и стать его учениками[5]. Позже они вернулись в Бактрию и построили храмы в честь Будды[6][7].

Популярность буддизма была связана с его пониманием как идеологии городского населения. Утвердившийся при Канишке греко-буддизм значительно упростил «путь к спасению», что способствовало его массовости[8][9].

После нашествия эфталитов, а также во время исламской экспансии буддизм теряет роль повсеместной и популярной на территории нынешнего Узбекистана религии, а к XIII в. в результате преследований иноверцев во время правления Хорезмшахов[10][11] исчезает почти полностью.

Во время состава Узбекистана в СССР права местных буддистов ущемлялись, вплоть до 1991 года, когда страна приобрела независимость. В Узбекистане с 2001 года открыт буддийский храм. Храм выполнен в традициях Дзэн, там находится статуя Будды и двух боддхисатв. В храме проводятся различные праздники корейского буддистского календаря, на которых собирается более ста человек.

На территории современного Узбекистана находится около 20 буддийских памятников. Часть из них — около Термеза в Кара-тепе, Фаяз-тепе и Дальверзин-Тепе. В Зурмале были найдены руины ступы, а в Балалык-тепе — стена с муралами. Остальные монастыри были обнаружены в Еркургане и в Ферганской долине[12].