Буддийские источники


Буддийские источникирелигиозные тексты, которые являются частью буддийской традиции. Первые буддийские тексты передавались в устной форме членами монашеской общины. Позднее они были записаны в виде рукописей на разных индоарийских языках (таких как пали, гандахари, буддийский гибридный санскрит) и собраны в различные буддийские каноны. По мере распространения буддизма за пределы Индии, они были переведены на буддийский китайский и классический тибетский языки.

Существует огромное количество буддийских источников, начиная с древнейших времён. Буддийскую литературу классифицируют на каноническую и неканоническую, по языкам, странам и школам. В буддийских традициях эти тексты, как правило, имеют собственное деление, например, «слово Будды» — Буддавачана, многие из которых известны как сутры, и шастры (трактаты) Абхидхармы[1][2].

Эти религиозные тексты были написаны на разных языках, разными способами и системами письма. Запоминание, декламация и копирование текстов считалось духовной заслугой. Даже после распространения печати буддисты продолжают копировать их вручную в качестве духовной практики[3].

Стремясь сохранить священные писания, азиатские буддийские монастыри были в авангарде внедрения китайских книгопечатных технологий, включая производство бумаги и ксилографию. В связи с этим первым сохранившимся примером печатного текста является буддийский оберег, первой полностью напечатанной книгой — буддийская Алмазная сутра (ок. 868 г.), а первой раскрашенной вручную гравюрой — изображение Гуаньинь, датируемое 947 годом[4].

Концепция буддавачаны («слово Будды») важна для понимания того, как буддисты классифицируют тексты. Тексты буддавачаны имеют особый статус священных писаний и обычно рассматриваются в соответствии с учением Будды, называемым Дхармой. Критерии для определения того, что следует считать буддавачаной, были установлены на самом раннем этапе и ранние формулировки не предполагали ограничения Дхармы тем, что говорил исторический Будда[5].

Школы Махасангхика и Муласарвастивада относили к буддавачане как наставления Будды, так и его учеников. Считалось, что буддавачану способны передавать различные существа, такие как будды, ученики будд, риши и дэвы[5]. Содержание таких высказываний должно было быть сопоставлено с сутрами, Винаей и оценено на предмет соответствия природе Дхармы[6]. Эти тексты могут быть затем заверены как истинная буддавачана буддой, сангхой, небольшой группой старейшин или одним компетентным старейшиной[5][6].