Буксование


Буксование (также пробуксовка, от нем. Büchse — букса[1]) — проскальзывание ведущих колёс (гусеничной ленты) транспортных средств при попытке разгона из-за утраты их сцепления с поверхностью дороги. При пробуксовке колёса «вращаются, скользя, но не двигаясь с места»[1], и поступательное перемещение транспортного средства оказывается меньше, чем в отсутствии проскальзывания, или отсутствует вообще. На железнодорожном транспорте термин, обозначающий этот же эффект, может иногда писаться в варианте «боксование»[2].

Термин также используется для обозначения проскальзывания ремня относительно шкива в ремённой передаче.

Эффект, противоположный буксованию, называется юз — заклинивание колёс при торможении транспортных средств.

Буксование возникает вследствие превышения силой тяги силы сцепления колеса или гусеницы с поверхностью дороги или земли. Буксование может начаться после увеличения крутящего момента или уменьшения сцепления с дорогой, связанного с изменением свойств поверхности дороги (слой воды, грязи, льда) и нагрузки колёс (обычно вследствие маневрирования).

Буксование приводит к повышенному износу покрышек и гусениц, и может привести к разрыву покрышки или сбросу гусеницы.

Буксующие колёса могут легко скользить перпендикулярно к продольной оси автомобиля, приводя к потере управления.