Буревестник (тип судов на подводных крыльях)


«Буревестник» — название советского пассажирского речного судна на подводных крыльях (СПК), газотурбохода разработки ЦКБ СПК Р. Алексеева, г. Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20А конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиацииИл-18)[1]. Построено 1 судно.

Пассажирский газотурбоход на подводных крыльях проекта 1708 типа «Буревестник», с ходовой рубкой, полуутопленной в надстройку, с пассажирскими салонами в носовой и средней части и машинным отделением в кормовой части. Судно предназначено для скоростной перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях. В 1964 году на судостроительном заводе «Красное Сормово» было построено одно экспериментальное судно данного типа (автор проекта ЦКБ по судам на подводных крыльях), эксплуатировавшееся в Волжском пароходстве на Волге. Пассажировместимость судна — 150 человек, при дальности плавания 500 километров. Экипаж судна — 4 человека.

С помощью реверсивно-рулевого устройства водомётных движителей судно могло разворачиваться на месте как на переднем, так и заднем ходу на 360 градусов за 3,5 минуты.

Эксплуатировался с 1964 до конца 1970-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

Судно с 1967 по 1981 годы совершало рейсы из Горького (Нижний Новгород) в Казань (продолжительность рейса 7:00—12:30) и обратно (14:00—19:30). После строительства Чебоксарской ГЭС судно было переведено на линию Горький-Ярославль. После вывода из эксплуатации судно было отправлено на базу ЦКБ по СПК на Горьковское водохранилище, где было разрезано в 1993 году.

Расположение городов на Волге и расстояние между ними требовали от нового СПК повысить скорости движения, чтобы за световой день совершать круговой рейс между городами. К сожалению, проработав до конца 1970-х годов на линии Куйбышев—Ульяновск—Казань—Горький (самой длинной для СПК), уникальное скоростное судно было списано по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. И развития идеи речных скоростных газотурбоходов не последовало.