Бурже, Поль


Поль Бурже (фр. Paul Bourget; 2 сентября 1852 — 25 декабря 1935) — французский писатель и критик, чьи произведения в конце XIX века пользовались огромным успехом во Франции[4]. Самое известное произведение — роман 1889 года «Ученик».

Поль Бурже родился в городе Амьене 2 сентября 1852 года. По окончании лицея отправился учиться в Париж. Дебютировал в 1874 г. как поэт: сборник «Беспокойная жизнь». Несколько его стихотворений были положены на музыку Клодом Дебюсси. Затем (по совету своего кумира Тэна) обратился к психологической науке и опубликовал книгу «Очерки современной психологии» (1883), которая имела большой успех. Автор целого ряда литературно-критических, философских и эстетических очерков: Физиология современной любви (1890), «Впечатления об Италии» (1891), «Этюды и портреты» (1896), «Страницы критики» (1912—1922).

Испытал влияние Бенжамена Констана, стремился противостоять натурализму Золя. Начиная с романа «Мучительная загадка» (1885) занимался изощрённым психологическим разбором поступков и мотиваций рафинированных представителей высшего общества — католиков либо скептиков. Автор романов «Преступление из-за любви» (1886), «Андре Корнелис» (1887), «Ложь» (1887), «Женское сердце» (1890), «Космополис» (1892) и др.

В своём самом известном романе «Ученик» (1889) и особенно в предисловии к нему Бурже приравнивает позитивистское мировоззрение к губительному цинизму и дидактически иллюстрирует необходимость возврата молодёжи к традиционной католической морали. Главный герой романа играет с чувствами людей, и эти «опасные связи» неумолимо ведут его к трагедии. Криминальная интрига сочетается в романе с философской напряженностью (исследователи усматривают в нём, в частности, влияние идей Герберта Спенсера)[5].

В своих статьях и эссе Бурже популяризировал некоторые темы, интересовавшие поколение 1880—1890-х гг. Согласно Мишелю Мансюи, он дал выразительный портрет интеллектуалов и творческой молодежи конца века: «Его произведения … оказали свое особое воздействие на зарождение декадентского движения где-то около 1884 г.»[6].

В 1901 году Бурже окончательно переходит на позиции католичества. Последующие романы представляют собой схематичные выступления в поддержку патриотизма, клерикализма и прочих традиционных ценностей вплоть до реставрации монархии. В начале XX века творчество Бурже вышло из моды.