Бухгалтерский учёт


Бухга́лтерский учёт, арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство. Бухгалтерский учёт отличается от статистики субъектом наблюдения: собственник средств (в случае бухгалтерского учёта) или стороннее лицо (в случае статистики)[1]. Специалист, осуществляющий бухгалтерский учёт, называется бухгалтером.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Предметом бухгалтерского учёта являются факты хозяйственной жизни[1].

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

Зачатки учёта практиковались во всех цивилизациях ирригационного типа. Первые известные примеры такого рода — глиняные таблички периода Вавилонского царства. К такому же типу примитивного учёта относятся, например кипу — система узелковой письменности инков[2].

В Древнем Риме в частных предприятиях использовались «Adversaria» (журнал) и «Liber rationis» (счетная книга), иначе называемая «Codices accepti et depensi» (книга получений и выдач). В первой из них отмечались всякие операции, по мере их производства, а во второй они разносились по категориям. Помимо этих книг, у менял и банкиров была в употреблении еще книга «Kalendarium» для обозначения сроков займов. Существовала также книга «Patrimoniorum», предназначенная для записи доходов от земель и скотоводства. Обязанность ведения счетов возлагалась на «ratiocinator’a», или бухгалтера, и на «логографа», или счетовода.