Бэл


Бэл, Бел (в пер. с аккад.  — «владыка», «господин») — в религиях Древней Месопотамии обозначение верховного бога. Применялось по отношению к шумерскому богу Энлилю, одному из троицы космических богов (Ану, Энлиль, Эа), а позднее являлось обозначением Мардука, бога города Вавилона.

Культ вавилонского Бэла (в клинообразных надписях — Билу[1]) был перенесён в Финикию, где он получил имя Ваал или Баал и, как «владыка» богов, соответствовал главному небесному светилу — солнцу, источнику всякой жизни на земле[2]. Греческая форма имени вавилонского божества — Вил или Бел; неканоническая часть библейской книги пророка Даниила с этим именем связывает рассказ «Разрушение Бела», характеризующий суеверие вавилонян[1].

Греки воспринимали это имя как собственное. Согласно Геродоту — это бог[3]. Его храм (или дворец[4]) располагался в Вавилоне[5]. Он же индийский бог, отождествлявшийся с Гераклом[6].

Согласно античным авторам, на колеснице персидского царя размещались статуи Нина и Бела[7]. Дарию перед битвой при Иссе приснилось, что Александр входит в храм Бела и исчезает[8]. Статуя Бела в Вавилоне уничтожена персами, и Александра просили её восстановить[9]. По Гекатею Абдерскому, Александр приказал восстановить храм Бела, и только евреи не подчинились[10]. Его святилище пытался ограбить Антиох Великий[11][12].

Царь Вавилона, согласно Евгемеру, оказал гостеприимство Зевсу[13]. Получил имя от египтянина Бела, сына Ливии[14]. Отец Фронии, прадед Кассиопеи[15]. Согласно историку Фаллосу, Бел — основатель Вавилона, воевал с титанами против Зевса[16]. Гробница Бела (то есть храм Мардука) в виде пирамиды находилась в Вавилоне, её срыл Ксеркс I[17] (или её открыл Ксеркс I[18]).

В мифах древних армян Бэл — исполин из страны великанов (предположительно) — являлся противником легендарного праотца армян Айка. Айк поднял восстание против титана Бэла, захотевшего подчинить себе всех, и убил его из лука.