Бюрократия


Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть», букв. «власть канцелярии»[1][2]) — система управления, осуществляемая управленческим аппаратом, состоящим из должностных лиц, обладающих специальной профессиональной подготовкой и действующих в рамках полномочий в соответствии с формальными правилами[3].

Лицо, принадлежащее к бюрократии, представитель канцелярской системы управления и чиновник высокого ранга — бюрократ[4].

Термин «бюрократия» в 1745 году впервые использовал французский экономист Венсан де Гур­не[3]. Концепция подобной административной системы существует с древних времён и ключевым моментом для её возникновения является изобретение письменности. Таким образом, первые «бюрократии» возникают уже в Древнем Шумере и Древнем Египте[5]. В Древнем Китае сложную бюрократическую систему создал Конфуций[6]. Римская империя также имела бюрократический аппарат, особенно разросшийся и ставший оказывать негативное воздействие на экономику во времена Диоклетиана[7].

Иностранный термин «бюрократический» достаточно точно соответствует русскому слову «приказный». В Западной Европе возникновение и усиление бюрократии шло параллельно возникновению и усилению государственной власти. Вместе с политической централизацией развивалась и централизация административная, как орудие и подспорье первой она была нужна для того, чтобы вытеснить феодальную аристократию и старые общинные власти из всех, по возможности, сфер управления и создать особый класс должностных лиц, непосредственно и исключительно подчинённых центральной власти.

С упадком и вырождением местных корпораций, цехов и сословий появились новые задачи управления, круг деятельности государственной власти расширялся непрерывно, пока не сложилось так называемое полицейское государство (XVII—XVIII века), в котором все проявления духовной и материальной жизни одинаково подчинялись опеке государственной власти. Побочным эффектом всех названных процессов стало формирование бюрократии.

В полицейском государстве бюрократия достигает высшего развития, и здесь же с наибольшей отчетливостью выступают её негативные аспекты — аспекты, которые бюрократия сохранила и в XIX веке в государствах (краях, странах, и так далее) управление которых по-прежнему построено на основе избыточной централизации. При таком устройстве государственного управления правительство не в состоянии совладать с чрезмерно обширным объёмом работы и обыкновенно впадает в формализм. Благодаря своей значительной численности и осознанию своего могущества чиновничество принимает особое исключительное положение: оно чувствует себя руководящим центром всей общественной жизни и образует особую касту вне народа.