Бёрлингтон-хаус


Бёрлингтон-ха́ус (англ. Burlington House) — общественное здание на улице Пикадилли в Лондоне. В XVIII веке, благодаря своему хозяину, лорду Бёрлингтону, одному из инициаторов движения палладианства в английской архитектуре, стало своеобразным символом британского неоклассицизма. Перестроено в середине XIX века после перехода частного особняка в руки государства.

Главное здание, расположенное с северной стороны курдонера, ныне занимает Королевская академия художеств, а в восточном и западном крыльях базируются пять научных обществ, именуемых Courtyard Societies:

Бёрлингтон-хаус известен широкой публике как место проведения временных художественных выставок Королевской академии художеств.

Здание является одной из самых ранних построек частных жилых домов на северной стороне улицы Пикадилли, строившихся в 1660-х годах. Строительство здания было начато придворным поэтом сэром Джоном Денемом в 1664 году[1]. Первоначально здание выглядело несколько старомодно даже для середины XVII века: оно представляло собой особняк из красного кирпича шатрового типа с утопленным центром. Возможно, Денем самостоятельно проектировал здание, впрочем, не исключено, что он прибегал к услугам архитектора Хью Мэя[en]. В 1667 году дом был продан в незавершенном состоянии Ричарду Бойлю, 1-й графу Бёрлингтону, от которого здание и получило своё название[2]. Ричард Бойль завершил строительство здания.

В 1704 году дом перешёл в собственность Ричарда Бойля, 3-го графа Бёрлингтона, которому в тот момент исполнилось десять лет. Во время малолетства юного графа его мать, леди Юлиана, занялась реконструкцией здания. Примерно в 1709 году она поручила архитектору Джеймсу Гиббсу реконструировать лестницу и внести ряд изменений во внешний облик здания, в том числе соорудить дорическую колоннаду, которую один из известнейших британских архитекторов того времени сэр Уильям Чеймберс впоследствии охарактеризовал как «один из самых прекрасных памятников архитектуры». Колоннада была предназначена для сооружения курдонёра, который отделял здание от улицы Пикадилли, которая становилась год от года всё более оживлённой. Внутри самого здания прихожая была украшена декоративными картинами в стиле барокко, а роскошные лестничные пролёты, оформленные Себастьяно Риччи и Джованни Антонио Пеллегрини, входили в число самых богатых интерьеров Лондона[3].