Б-200


Б-200 (прожектор) предназначен для подсветки участков неба или местности лучом в световом диапазоне на расстоянии до 35 км. Использовался частями Красной армии, ВС СССР и ВС стран Варшавского договора. В настоящее время продолжает использоваться в ВС РФ и союзных республиках.

Прожектор Б-200 обладая большой массой в отличие от АПМ-90 не может быстро менять направления луча как по углу, так и по азимуту. Для изменения направления луча, как правило, прожектор ориентируется на местности по карте, с привязкой к местным ориентирам. Для направления прожектора используется система редукторных передач, с ручным приводом. Данное обстоятельство и приводит к основным тактическим приёмам. При стелющемся луче по поверхности, прожектор может использоваться для целеуказания стрелковым и миномётным подразделениям, в качестве целеуказателя. На заливах и озёрах световой луч может использоваться в качестве светового барьера ночью (на пересечение). При боевых действиях, из-за большой дальности подачи луча, прожектор используется для ослепления противника, как при обороне, так и при наступлении (Берлинская операция, оборона Ленинграда, оборона Москвы). В пограничных войсках, также применяется как средство морально-психологического давления на нарушителей режима Государственной границы. При этом, в соответствии с требованиями Устава погранвойск — запрещается освещение сопредельной территории.

Прожектор Б-200 (и его более ранние модификации) получил широкое применение при битве за Москву (1941—1942 гг.), во время штурма Берлина (паника среди гитлеровских солдат), часто используется во время массовых шоу (например, Тушинское авиашоу).

Прожектор выполнен из расчёта на любое климатическое использование. Материал корпуса — сталь. Материал защитного стекла — кварцевое стекло. Материал зеркала — стекло с серебряным покрытием. Как изделие, прожектор выполнен на базе двух грузовых автомобилей повышенной проходимости, или на базе тягача повышенной проходимости с прицепом. Первая часть (первый автомобиль) несёт на себе дизель-генератор и запас топлива. В случае стационарной установки, как правило — на постах технического наблюдения — в виде двухэтажной постройки: первый этаж — дизель-генератор, второй — сам прожектор. В случае стационарной установки, хранилище топлива выносится в отдельное помещение из соображений противопожарной безопасности.