Б-396 «Новосибирский комсомолец»


Б-396 «Новосибирский комсомолец» — советская и российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», с 1980 по 1998 год служившая на Северном флоте. С 26 июля 2006 года установлена в музее ВМФ в парке «Северное Тушино» на берегу Химкинского водохранилища в Москве.

Подводная лодка Б-396 была построена в 1979-1980 годах на заводе «Красное Сормово» в городе Горький. Вошла в состав флота 24 октября 1980 года. С 1981 года несла службу в боевом составе 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I-й степени эскадры подводных лодок Северного флота. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также в Баренцевом и Норвежском морях. После её списания в 1998 году из состава Военно-морского флота лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве. Первоначально и лодку и корабль планировалось установить на Кремлёвской набережной, затем было решено, что лодку в виде монумента, фундаментом которого станет четырёхметровый пьедестал, установят в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. В начале 2000 года в Северодвинске (Архангельская область) на производственном объединении «Севмаш» по заказу Правительства Москвы началось переоборудование субмарины. К концу 2001 года основные работы по снятию вооружения были завершены.

И лодка и корабль были отбуксированы к причалам ОАО ТПФ «Портхладокомбинат» на восточном берегу Химкинского водохранилища и на несколько лет были практически заброшены. В зимние периоды существовала реальная угроза сдавления льдами и затопления. Плавучесть кораблей всё это время поддерживалась героическими усилиями их малочисленных экипажей. В начале 2003 года лодку планировали установить у причала на набережной Тараса Шевченко в районе пешеходного моста «Багратион», но затем Постановлением Правительства Москвы № 969-ПП от 18 ноября 2003 года было окончательно решено установить лодку у берега парка Северное Тушино.

В интерьере подводной лодки многое изменено, в частности рядом со штатными переходными люками в переборках между отсеками лодки выполнены полноростовые проёмы для облегчения посещения музея маломобильными гражданами. Бывший двигательный отсек лодки полностью освобождён от оборудования и занят музейной экспозицией. В бортах лодки в носовом и кормовом отсеках вырезаны, соответственно, вход и выход для посетителей.

В подводной лодке полностью сохранены все шесть торпедных аппаратов, а также часть мин и торпед. Центральный пост управления лодкой превращён в экспозиционный зал, в котором посетители смогут познакомиться с условиями жизни экипажа. В зимний период рубка подводной лодки по соображениям безопасности — обледеневают ступени — закрыта для осмотра.