Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (Россия)


Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) — крупнейшая в России научно-исследовательская организация по разработке транспортных технологий в области железнодорожного транспорта.

Создан в 1918 году преобразованием из Конторы опытов над типами паровозов. В 2016 году преобразован в АО «ВНИИЖТ».

Расположен в Москве (3-я Мытищинская улица, дом 10), имеет филиалы и дочерние предприятия: проектно-конструкторское бюро в Москве, экспериментальное кольцо в Щербинке (в том числе Экспериментальную дорогу), уральское отделение в Екатеринбурге, научный информационно- аналитический центр (НИАЦ) в Санкт-Петербурге, скоростной испытательный полигон в Белореченске.

1918 год — постановлением Коллегии Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) учреждён Экспериментальный институт путей сообщения (ныне ВНИИЖТ)[1].

1929 год — в связи с индустриализацией страны и необходимостью решения актуальных задач технической реконструкции транспорта Научно-технический комитет НКПС разделён на шесть отраслевых институтов. В 1930 году их число увеличилось до 12, в 1932 году — до 19, но в том же году сократилось до восьми: остались НИИ тяги, пути, транспортного строительства, электрификации, материалов, сигнализации и связи, экономики и Научно-экспериментальный конструкторский институт (НЭКИ).

1935 год — на базе отраслевых институтов созданы два крупных научно-исследовательских центра: НИИ железнодорожного транспорта (НИИЖТ) и НИИ пути и строительства (НИИПС). НИИЖТ занимался проблемами эксплуатации, тяги, вагонов, связи, СЦБ и электрификации, металлов, НИИПС — исследованиями в области земляного полотна и верхнего строения пути, мостов и искусственных сооружений, механизации и организации путевых и строительных работ, строительных материалов.