Баал


Баа́л (Ваáл[1]) (общесемит. baʿl, финик. 𐤁𐤏𐤋, др.-евр.בעל‏‎ — «хозяин; владыка»[2][3]) — является эпитетом «бог, владыка» для разных богов в западносемитской мифологии[4]. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской мифологии, почитавшимся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец и бог плодородия[1], а также бог вод, войны, неба, солнца[источник не указан 263 дня].

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам. Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя (например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал»[5], Ганнибал, Балтазар, список царей Тира).

В Угарите бог Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагона[2], его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы, где жил)[2] или просто Баал, Бел[2], причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена — богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Северному (изначально каанитскому) богу морей и штормов по имени Баал Цафор (англ. Baal-zephon \ Baalzephon) поклонялись также в иудейском княжестве Иотаб (Иотав) или Иотват на острове Тиран; жители княжества занимались морской торговлей и потому ценили бога, который был связан с морем и погодой[источник не указан 1687 дней].

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Илии[6] и Иеремии[7]).