Вагнер, Рихард


Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner, произношение: [ˈʁɪçaʁt ˈvaːɡnɐ] (слушать)о файле; 22 мая 1813, Лейпциг — 13 февраля 1883, Венеция) — немецкий композитор, дирижёр. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.

Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века[5], а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны[6][7][8].

В отличие от большинства оперных композиторов, Вагнер написал и либретто, и музыку к каждому из своих сценических произведений. Создав свою репутацию как композитор произведений в романтическом духе Карла Марии фон Вебера и Джакомо Мейербера, Вагнер произвёл революцию в опере благодаря своей концепции тотального произведения искусства (нем. Gesamtkunstwerk), в которой он стремился синтезировать поэтическое, изобразительное, музыкальное и драматическое искусство, причём музыка была вспомогательной по отношению к драме. Он описал это видение в серии эссе, опубликованных между 1849 и 1852 годами. Наиболее полно Вагнер реализовал эти идеи в первой половине четырёхоперного цикла «Кольцо нибелунга» (нем. Der Ring des Nibelungen). Его композиции, особенно позднего периода, отличаются сложными текстурами, богатыми гармониями и оркестровкой, а также тщательным использованием лейтмотивов — музыкальных фраз, связанных с отдельными персонажами, местами, идеями или элементами сюжета. Его достижения в области музыкального языка, такие как крайний хроматизм и быстрая смена тональных центров, оказали большое влияние на развитие классической музыки. Его «Тристан и Изольда» (нем. Tristan und Isolde) иногда называют началом модернистской музыки.

Вагнер построил свой собственный оперный театр (нем. Bayreuther Festspielhaus), в котором было воплощено много новых конструктивных особенностей. Здесь состоялась премьера «Кольца» и «Парсифаля», а его самые значительные сценические произведения продолжают исполняться на ежегодном Байройтском фестивале, которым руководят его потомки. Его взгляды на относительный вклад музыки и драмы в оперу изменились в поздний период, и он вновь ввёл некоторые традиционные формы в свои последние сценические работы, включая «Нюрнбергских мейстерзингеров» (нем. Die Meistersinger von Nürnberg).