Вагонетка (памятный знак)


Памятный знак «Вагонетка» у Адмиралтейского пруда в Московском парке Победы был открыт 8 сентября 2001 года, в 60-летнюю годовщину начала блокады Ленинграда. Он представляет собой остов вагонетки, водружённый колёсами на гранитные постаменты в виде стилизованных рельс. Это подлинный артефакт располагавшегося недалеко от этого места кирпично-пемзового завода № 1, который во время Второй мировой войны в 1942—1943 годах был переоборудован в крематорий. В его печах на таких вагонетках было сожжено более 100 тысяч тел жертв блокады Ленинграда. Их пепел погребён прямо на берегу пруда, где и стоит памятный знак. В 2001 году мемориальная зона бывшего кирпичного завода (включая памятный знак «Вагонетка») приобрела статус объекта культурного наследия России.

Центральным элементом памятного знака является аутентичная вагонетка блокадного крематория. Она установлена колесами на двух гранитных постаментах, выполненных в форме стилизованных рельс. С внешней стороны посередине каждого постамента-рельса находятся мемориальные таблички, гласящие: «Памятный знак „Вагонетка“. 1941—2001. К 60-летию начала блокады. // Вагонетка кирпично-пемзового завода № 1, подлинная реликвия времен Великой Отечественной войны. В 1942—1943 годах завод был переоборудован и служил местом кремации жертв блокадного Ленинграда». Архитектурное решение мемориала выполнено Анной Костюриной[1][NB 1].

Вагонетка находится на берегу паркового Адмиралтейского пруда — в одном из тех мест, где сбрасывался пепел кремированных жертв Блокады[1].

22 июня 1941 года нацистская Германия напала на СССР. Уже 8 сентября 1941 года армия вермахта начала блокаду Ленинграда. Согласно планам Гитлера всё население многомиллионного города подлежало тотальному истреблению. За почти три года блокады в городе от голода, холода и обстрелов погибло по разным оценкам от 600 тысяч до 1,4 миллиона человек[2][3].

Уже поздней осенью 1941 года городской трест «Похоронное дело», чьи производственные возможности в мирное время не превышали 4—5 тысяч захоронений в месяц, перестал справляться со своими обязанностями. Сильные морозы, промерзание почвы, отсутствие техники, крайняя истощенность людей, работавших на кладбищах, мешали проводить захоронения с соблюдением необходимых санитарных норм. Возникла экстренная необходимость решения проблемы скопления непогребённых тел.

Руководством города было принято решение организовать крематорий на базе Государственного кирпично-пемзового завода № 1. Он располагался на территории ныне занимаемой юго-западной частью Московского парка Победы (на пересечении современных Московского проспекта и Бассейной улицы). Первоначально были сомнения в технической возможности достижения необходимых для кремации температур в заводских печах. Однако начальник Управления коммунального хозяйства Н. М. Васильев, главный инженер В. Д. Мазохин и главный механик С. А. Дубровин после проведения ряда опытов добились успеха[4].