Вагоноопрокидыватель


Вагоноопроки́дыватель — специальное сооружение для механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами (рудой, углем, зерном).

В России вагоноопрокидыватели применялись с конца XIX века. Первые два вагоноопрокидывателя были построены в Мариупольском порту[источник не указан 2029 дней].

Грузовые районы современных железнодорожных станций, подъездные пути крупных промышленных предприятий (металлургических и коксохимических заводов, тепловых электростанций и т. п.), портовые пункты перевалки грузов оборудованы стационарными вагоноопрокидывателями.

На складах, рудничных и грузовых дворах железнодорожных станций с небольшими грузопотоками используют передвижные вагоноопрокидыватели, которые позволяют вести разгрузку в различных местах.

Существуют стационарные вагоноопрокидыватели с различными способами разгрузки. В роторных и круговых вагоноопрокидывателях разгрузка осуществляется при повороте вагона вокруг его продольной оси. В боковых подъёмно-поворотных вагоноопрокидывателях вагон не только поворачивается вокруг продольной оси, но также и поднимается. Вагоноопрокидыватели этих двух типов предназначены для разгрузки полувагонов и платформ.

Торцевые вагоноопрокидыватели производят наклон вагона относительно поперечной оси, при этом груз высыпается через открывающиеся боковые стенки. Для разгрузки крытых вагонов используют комбинированные вагоноопрокидыватели с многократным поворотом вокруг продольной и поперечной осей.