Вайгель, Хелена


Хелена Вайгель (нем. Helene Weigel; 12 мая 1900, Вена, — 6 мая 1971, Берлин) — немецкая актриса и театральный администратор, вторая жена Бертольта Брехта.

Хелена Вайгель родилась в зажиточной семье; её отец был управляющим в текстильной фирме, матери принадлежал магазин игрушек. Актёрскому мастерству Вайгель обучалась в Вене у актёра Р. Шильдкраута. В 1919 году была принята в труппу Драматического театра во Франкфурте-на-Майне, где играла, в частности, Марию в «Войцеке» Г. Бюхнера и Пиперкарку в «Крысах» Г. Гауптмана[4]; исполнением главной женской роли в пьесе А. Броннена «Отцеубийство» потрясла самого автора, в то время ближайшего друга Бертольта Брехта[5].

В 1923 году Хелена Вайгель была принята в труппу берлинского Государственного театра под руководством Л. Йеснера, в 1925 году перешла в Немецкий театр, которым в те годы руководил Макс Рейнхардт. Одновременно выступала на других столичных сценах — «Фольксбюне» и экспериментальной «Юнге бюне»[4].

В 1924 году в процессе работы над спектаклем «Барабаны в ночи» Вайгель познакомилась с автором пьесы — Брехтом. В ноябре того же года у них родился сын Стефан. В 1929 году, после развода Брехта с первой женой, оперной певицей Марианной Цофф, они поженились, и в 1930 году у них родилась дочь Барбара.

В Берлине Вайгель сыграла свои первые роли в пьесах Брехта — «Барабаны в ночи», «Высшая мера», «В джунглях городов», «Человек есть человек». С конца 20-х годов была актрисой Театра на Шифбауэрдам, где Брехт впервые пытался воплотить в жизнь принципы своего «эпического театра»; здесь Вайгель, в частности, сыграла Пелагею Власову в пьесе Брехта «Мать» (по мотивам романа А. М. Горького)[4].

После прихода нацистов к власти в 1933 году Вайгель вместе Брехтом эмигрировала сначала в Данию, затем в Швецию, в Финляндию и наконец в США[4]. Успешная карьера актрисы без хорошего знания иностранных языков за рубежом была невозможна, Брехт создал специально для жены роль немой Катрин в своей пьесе «Мамаша Кураж и её дети». Однако эту антифашистскую пьесу немецкого драматурга европейские театры к постановке не принимали. В течение 15 лет Вайгель играла преимущественно «жён» и «матерей». В 1938 году на датской сцене она сыграла главную роль в пьесе Брехта «Винтовки Тересы Каррар» вместе с актёрами-любителями из немецких эмигрантов. В Соединённых Штатах Брехт написал сценарий для антифашистского фильма Фрица Ланга «И палачи умирают»; в нём была предусмотрена и роль для Вайгель. Однако в последнюю минуту Ланг заменил её другой актрисой. Это положило конец всяким отношениям между Брехтом и Лангом, больше они никогда не виделись. В США Вайгель сыграла в 1944 году немую роль в голливудском фильме «Седьмой крест» по знаменитому роману Анны Зегерс.