Вайю-Вата


Вайю-Вата или Вата-Вайю (авест., IPA: ʋɑːyu-ʋɑːt̪ə, иногда Вайю, Вата, Вайу) — в авестийской мифологии бог ветра[англ.], имеющий двойственную природу[1]. Имена Вайю («ветер») и Вата («воздух») в зороастрийских текстах иногда используются независимо друг от друга (причем Вайю встречается чаще, чем Вата), но обычно под ними подразумевается одно и то же божество, и часто одно из имён выступает заменой другому[2]. Представление о Вайю-Вата восходит к эпохе индо-иранской общности (ср. др.-инд. Ваю).

Вайю олицетворяет собой пространство между землёй и небесами — воздух, стихию воздуха, где в начале творения Добро столкнулось со Злом. Создания Мазды бились с Ангра-Майнью и его порождениями в воздухе, Добро и Зло смешались в этой стихии. (Бундахишн 1.4)

Вайю-Вата — грозное божество, посредник между небом и землёй, добром и злом. У многих иранских племён он был покровителем военного сословия[3]; «Авеста» рисует его могучим воином.

Вайю-Вата реет высоко в небесах и превосходит в могуществе все прочие создания. Он воплощает божественную связь между Бесконечным Временем и Бескрайним Пространством («Видевдат» 19, 13).

По «Ясне Семи глав» (42, 3), его создал сам Ахурамазда, хотя представления о Вайю-Вата несравненно древнее мифов о зороастрийском верховном божестве.

В «Младшей Авесте» Вайю-Вата посвящён гимн («Яшты», XV). Многократно упоминается в других разделах «Авесты» и, возможно, однажды в «Гатах» (53, 6), где изображён отрицательным персонажем.