Вальс


Вальс (через фр. valse, от нем. Walzer «кружиться, выкручивать ногами в танце»[1]) — парный танец в трёхдольных музыкальных размерах и умеренно-быстром темпе, представляющий собой плавное кружение в сочетании с поступательным движением. Вальс стал одним из наиболее популярных бытовых музыкальных жанров и получил широкое распространение в профессиональной музыке Европы.

Вальс — танец в умеренно-быстром темпе, в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8). Его основа — плавное кружение при сохранении поступательности движения[1]. В пределах одного такта гармония не меняется, что обусловило характерные черты аккомпанемента, включающего басовый звук на сильной доле и 2 одинаковых аккорда на слабых[2].

Быстрые формы вальса называют «венским». Поздняя медленная форма известна как вальс-бостон[2]. Сохранив скользящее движение и приставной классического вальса, он сильнее акцентирует вертикальное движение ступни (с носка на пятку). Этот танец, возникнув в США после 1874 года, вернулся в Европу, где стал известен как английский, или медленный, вальс, и вошёл в программу соревнований по бальным танцам[3].

Хотя элементы, позднее нашедшие выражение в вальсе, встречаются во многих народных танцах Центральной и Западной Европы (последнюю представляет провансальская вольта, в эпоху барокко превратившаяся в придворный танец)[3], непосредственный исторический предшественник вальса — лендлер, народный крестьянский танец в Южной Германии и Австрии. Именно лендлер за характерное круговое движение в 1770-х годах начали впервые называть вальсом[1]. Самые ранние сценические воплощения вальса известны по произведениям А. Гретри (опера «Колинетта при дворе», 1782) и В. Мартин-и-Солера (опера «Редкая вещь», 1786)[3]. Вальс в его ранних, близких к народным, формах нашёл затем отражение в произведениях Йозефа Гайд­на, В. А. Мо­цар­та (вальсовая форма фигурирует во всех трёх операх на либретто Л. да Понте[3]), Л. ван Бет­хо­ве­на[2].